Мы на маркетплейсах:

Проверка пускового тока аккумулятора

20 декабря
2611
Шрифт:
16
Проверка пускового тока аккумулятора

В течение эксплуатации любого аккумулятора его пусковой ток постепенно уменьшается. Это необратимый химический процесс, связанный с разрушением энергетических пластин. Чем дольше батарея используется, тем быстрее снижается ее энергоэффективность. Свинцово-кислотные батареи производятся по классической технологии и имеют ограниченное количество циклов заряда/разряда. С их уменьшением падают и прочие характеристики, так как внутри происходит разрушение пластин, сульфатация и даже коррозия контактных выводов. Если АКБ еще не выработала свой заявленный ресурс, появляется вопрос: как проводят измерения пускового тока и имеет ли смысл подобная проверка?

Характеристики аккумуляторов

Холодный пусковой ток — важная энергетическая характеристика любого современного аккумулятора. Он показывает, при какой температуре источник способен проворачивать стартер и запустить двигатель, но не стоит забывать про много других факторов, влияющих на пуск ДВС в зимнее время. Проверка этого параметра актуальна, если батарея новая или отработала незначительный срок (например, всего пару лет). Если же источник питания отработал больше 6 лет, никакая таблица характеристик лучше его не сделает.

Сначала стоит определиться, что такое пусковой ток аккумулятора, какое он имеет обозначение и на что влияет. Под этой характеристикой следует понимать энергетическую величину, которая выражается в Амперах и указывает на возможную силу момента. Чем эта характеристика больше, тем и выше создаваемый крутящий момент на стартере. Таблица характеристик аккумуляторных батарей содержит обозначения этой величины: 700 А или 550 А. По ней можно судить о применимости источников. Автомобильный аккумулятор до 700 А устанавливается на легковые машины, свыше — на микроавтобусы и грузовики.

Отметим, что не всегда АКБ с большим пусковым током действительно так эффективна. Часто производители указывают завышенное значение только по той простой причине, что была нарушена технология его измерения. Такое нередко наблюдается на дешевых бюджетных батареях с малыми сроками службы.

Как выполняется проверка пускового тока?

Всегда только на холодном старте. Это важное требование, но понятие у разных брендов осмысляется по-своему. В результате такого разногласия сформировались 7 стандартов измерения, применяемых во всем мире. Также есть специальная таблица, по которой можно переводить ток из одной системы измерения в другую. Это связано с тем, что проверка на заводе данного параметра выполнялась в разных условиях. Существуют следующие стандарты:

  1. SAE (JS537)/CCA — общепринятый американский стандарт. Он заключается в проведении испытаний при температуре не более -18 градусов. Сначала батарею охлаждают в течение 24 часов. Затем измерения проводятся до состояния разряда аккумулятора, а говорит об этом уровень напряжения 7,2 В на протяжении 30 секунд.
  2. EN или EN50342.1A1 — европейский стандарт. Он проводится при тех же условиях, только время замера составляет не 30, а 10 секунд.
  3. IEC (60095-1) — стандарт измерения тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи международного значения. Проверка падения напряжения выполняется в течение одной минуты, а напряжение не должно падать менее 8,4 В.
  4. DIN — немецкий стандарт, при котором измеряется ток холодного пуска АКБ в течение 30 секунд, напряжение не должно снижаться менее 9 В, и в течение 150 секунд, при этом напряжение не должно падать менее 6 В. Учитывая особенности теста, ток холодной прокрутки по немецкому стандарту будет меньше всех остальных.
  5. JIS — японский стандарт измерения. Он выполняется при фиксированной величине не более 300 А и в течение 10-30 секунд. Минимальный порог напряжения не должен быть менее 6 В.

Также существует морской стандарт MCA (или CA) и российский ГОСТ З 53165-2008. В морском батареи охлаждают до 0 градусов, а российский является отражением мирового IEC 60095-1.



Как измерить пусковой ток?

Самостоятельно выполнить измерения пускового тока холодной прокрутки, как и емкость АКБ, без применения специального оборудования сложно. Учитывая тот факт, что пусковые токи имеют большие величины (свыше 300 А), просто подключить амперметр или мультиметр в цепь с нагрузкой, близкой к короткому замыканию, нельзя. В продаже есть приборы, которые делают это в импульсе и выдают примерные значения, по которым можно судить, нужен новый аккумулятор или нет.

Популярные модели приборов для измерения емкости и пускового тока холодного пуска двигателей:

  1. BT400 DHC — вариант до 10 тыс. руб. Способен измерять до 2000 А при напряжении 12 В.
  2. BT900 DHC — аналогичный прибор с интегрированным принтером для печати отчетных листов.
  3. BT1000HD DHC — профессиональная модель для измерения параметров батарей 12 и 24 В.
  4. BT238 DHC — недорогой карманный прибор для измерения не более 1200 А.

Как измерить емкость?

Емкость можно измерить при помощи самого дешевого вольтметра. Результирующая цифра будет примерной, но и объективной. Для измерения емкости необходимо подключить к батарее нагрузку с током 10-12 А и засечь время до момента, пока напряжение не упадет до состояния разряда, а именно 10,8 В. Перемножив время на ток, получится фактическая емкость батареи.

Кроме паспортных данных, существует таблица динамических характеристик автомобильных батарей. В ней приводятся сравнительные параметры между разными марками АКБ. Если вы хотите новый источник питания с должным током для своего автомобиля, то таблицей можно воспользоваться для выбора лучшего варианта. Что касается измерения, намеренно проводить его с новым аккумулятором не рекомендуется, потому что устройство создает большую нагрузку, которая является для него стрессом.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW