Мы на маркетплейсах:

Критерии выбора тяговых аккумуляторов

25 марта
1493
Шрифт:
16
Критерии выбора тяговых аккумуляторов

Любое транспортное средство, будь это водный тип или автомобильный, нуждается в аккумуляторной батарее. Она нужна либо для запуска мотора, либо для обеспечения движения непосредственно, если транспорт работает на электрической тяге. В таком случае нужно подобрать правильный АКБ, чтобы он держал много циклов заряд-разряд и обеспечивал большой пробег.

Подробнее рассмотрим методику, как подобрать источник питания для лодочных электромоторов. Акцентируем внимание на конкретных характеристиках. Кстати, у нас в интернет-магазине есть большой ассортимент тяговых аккумуляторов с разной емкостью и напряжением. Мы работаем в Москве и Московской области.

Основные критерии подбора АКБ

Есть много параметров, которые нужно учитывать при выборе аккумуляторной батареи. К основным или обязательным относятся следующие показатели:

  • емкость;
  • количество циклов заряд-разряд или ресурс батареи;
  • саморазряд аккумулятора;
  • тип и устройство АКБ;
  • пусковой ток.

Существуют также другие критерии выбора. Для кого-то важна цена или даже производитель. Известно, что продукция более известного бренда работает дольше, потому что в конструкции применены более совершенные технологии и инновационные разработки от ведущих марок.

Аккумуляторная батарея выбирается, прежде всего, по мощности лодочных электромоторов. Чем он мощнее, тем более энергоемкий источник постоянного тока нужен. Большая емкость обеспечит увеличенный срок службы батареи, а большой ток пуска гарантирует стабильный старт в холодное время года.

Емкость аккумулятора

Одним из важных критериев выбора любого аккумулятора выступает емкость. Эта характеристика указывает, как долго батарея будет работать без заряда. Она выражается в А/ч, то есть, как долго элемент питания способен выдавать неизменную величину тока. Чем она больше, тем на дольше хватает энергии.

Емкость, как основной энергетический параметр, напрямую зависит от устройства аккумулятора. Более емкой считается та батарея, внутри которой вместилось больше энергетических пластин, но часто она ограничивается габаритами корпуса. Не всегда можно установить в АКБ желаемое количество пластин, но в таком случае пропорционально зависит выходное напряжение. На одной паре электродов возникает потенциал в 1,2 В. Стандартная свинцово-кислотная батарея с напряжением на выводах 12 В содержит 6 пар электродов.

Тяговые аккумуляторы в процессе эксплуатации меняют свою емкость. Сразу после использования она несколько возрастает. Это связано с процессом разработки активной пасты на электродных пластинах. Далее со временем она начинает снижаться, так как масса постепенно разрушается и осыпается вниз. Естественное снижение емкости составляет 20% в 1-1,5 года. Кислотный элемент питания с каждым годом неизбежно деградирует и этот процесс невозможно повернуть в обратную сторону.

Для владельца важно, чтобы батарея прослужила как можно дольше, соответственно, снижение емкости было менее выражено. В процессе заряда и величины зарядного тока емкость также изменяется. Чтобы АКБ прослужил как можно дольше, его следует заряжать средним или током не более 1/10 от номинального значения. Тяговые батареи имеют специализированную маркировку, которая говорит владельцу, какими токами ее следует заряжать. Сокращенно она выглядит так: С3, С5 или С10. Цифра указывает на количество часов, в течение которых источник будет обеспечивать заданную величину тока на неизменном уровне.

Количество циклов заряд-разряда

Выбирая свинцово-кислотный аккумуляторный элемент питания для моторной лодки, многие интересуются количеством циклов заряда-разряда. На самом деле это важная характеристика, так как прямо указывает нам на срок службы. Допустим, если вы отправляетесь на рыбалку каждый день, батарею придется заряжать не менее 365 раз. Все свинцово-кислотные типы источников с жидким или электролитом в сорбенте примерно имеют столько циклов.

Число «400» — как магнит, сохраняется абсолютно у всех производителей батарей, невзирая на их попытки сделать АКБ более долговечными. Данное свойство объясняется особенностями устройства и скоростью коррозии свинцовых электродов под действием кислоты. По этой причине, если вы захотите сэкономить, то выбирать дорогой с жидким электролитом нет никакого смысла.

Он проработает ровно столько же, сколько самая дешевая версия. В продаже уже есть не только АКБ с жидкой электролитической кислотой в составе. Производители предлагают и другие варианты. В отличие от автомобильных батарей, аккумуляторы для лодочных электромоторов работают в других режимах. Они способны разряжаться в течение 1-2 дней с током от 5-50 А. При этом разрядка происходит не более чем на 80% от первоначальной емкости, то есть, 20% всегда остается в запасе.

Свинцовые батареи с жидким электролитом можно заряжать-разряжать от максимума до минимума 300-400 раз, но эта цифра сильно зависит от величины одного разряда, ведь можно потратить 5%, а может быть расходовано и более 70% за одну поездку. Данная цифра выведена при условии, что аккумулятор разряжался полностью, то есть напряжение на выводах 12 В батареи составляло в итоге 11,89 В, что соответствует полной разрядке.

В таблице ниже представлена зависимость напряжения от плотности и состояния заряда батареи.

Показания, В

Состояние заряда, %

Плотность, г/см3

12,65

100

1,265

12,45

75

1,225

12,24

50

1,19

12,06

25

1,155

11,89

разряжен

1,12

Как определить плотность? Эта характеристика условна, так как визуально выяснить это непросто. На аккумуляторных батареях с индикатором это реализовано. Заряженное состояние АКБ выражается целевым индикатором с маленькой точкой внутри красного цвета. Если плотность в норме, электролит приобретает характерный зеленый цвет. Если электролита недостаточно, индикатор красный с белой точкой находится посередине. Если жидкость имеется и на нужном уровне, то будет видна сверху только маленькая красная точка.

В продаже есть как минимум 3 типа аккумуляторных батарей в зависимости устройства и количества циклов полного разряда/заряда:

  1. WET — это классический тяговый свинцово-кислотный источник постоянного тока с жидким электролитом. Такую батарею в нормальных условиях можно подвергать полному заряду-разряду до 1000 раз. Обладают таким большим ресурсом за счет большего размера пластин и количества активной пасты.
  2. AGM — такие батареи обычно используют для запуска ДВС. В качестве тяговых они не подходят, так как не способны долго работать с разрядными токами до 50 А на протяжении 10 и более часов. При DOD-75% такой источник способен выдержать до 400 циклов. В них используется не жидкий электролит, а заключенный в абсорбер, который пропитан им. Со временем он испаряется, из-за чего уменьшается плотность заряда.
  3. GEL — имеет большую разницу с предыдущими в конструкции. Он способен выдержать до 700 циклов, при этом максимальный порог разрядки не превышает 80% от первоначальной емкости. Их преимущество — работа в любом состоянии, то есть батарея боится поворотов и положения вверх дном.

Выбирая батарею по типу конструкции, нужно учитывать тот факт, что обычная свинцово-кислотная с жидким электролитом, невзирая на большее количество циклов, склонна к деградации на морозе и при перегреве. Если она поднимется до 45 градусов, ресурс заметно снижается. То же касается и отрицательных значений.

Существует график зависимости числа циклов от глубины разряда. Например, если источник разряжать полностью до 100%, то его хватит на 350-400 зарядок. Но если ставить на зарядку уже с 50%, число циклов вполне может возрасти до 1200.

Величина саморазряда аккумуляторов

Любой современный портативный источник питания, прежде всего, является химическим изделием, внутри которого постоянно протекает необратимый процесс, приводящий к деградации и дальнейшему разрушению активной пасты. Даже если к токовым выводам не будет подключена нагрузка, саморазряд все равно присутствует. Если говорить научным языком, то протекает окислительно-восстановительная реакция.

Что касается самой растворяемой части, ей является именно электрод с отрицательным зарядом. По мере насыщения раствора оксидом свинца, плотность снижается и падает величина заряда. Интенсивность разрушения свинцовых электродов зависит от ряда окружающих факторов. В частности, от температуры окружающей среды. Больше останется в той батарее, которая хранится при температуре +20-25 градусов. Любой нагрев приведет к снижению данного времени.

Чтобы на пластинах не образовался сульфат, который вреден для любого АКБ, все тяговые источники при хранении нужно заряжать не менее 1 раза в 1,5 года. Обычно никто на складах с аккумуляторными батареями этим не занимается, поэтому купив 2 летнюю батарею, в ней останется лишь половина емкости.

Выбор по бренду и цене

Также критериями выбора тяговых аккумуляторов являются стоимость и производитель. Чаще выигрывает именно цена, так как не у каждого найдется приличная сумма для фирменной АКБ. Если нужно сэкономить и получить действительно долгий срок службы, кислотная с жидким электролитом однозначно выигрывает. Она в несколько раз дешевле, но есть свои нюансы:

  • необходимо заряжать в проветриваемом помещении, так как во время восстановления заряда выделяется много опасных для жизни летучих соединений;
  • требуется контролировать уровень заряда и не допускать разрядки более чем на 80%;
  • такие батареи не будут эффективны, если во время плавания лодку сильно качает.

Для морских и речных лодок с электрическими моторами лучше покупать АКБ с гелеобразным электролитом или абсорбером, чтобы пластины всегда были в контакте с рабочей средой. Цена таких батарей заметно выше, но в конечном счете они проработают дольше. И здесь главное не количество циклов, а интенсивность разрушения электродов.

В продаже есть много марок тяговых аккумуляторных батарей разной емкости. Эти бренды выпускают как свинцово-кислотные с жидким электролитом, так GEL и AGM источники постоянного тока. Рассмотрим основные из них:

  • TAB;
  • E-nex;
  • Marine deep cycle;
  • DEKA;
  • Minn Kota и др.

В наличии стандартные свинцово-кислотные с жидким электролитом WET, AGM и GEL. Имеются батареи с напряжением 6 и 12 В, емкостью от 85 до 140 А*ч. Выбирайте также источники тока по пусковому току, который может быть более 700 А.

 


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW