Мы на маркетплейсах:

Пусковой ток − что это?

5
20 декабря
4709
Шрифт:
16
Пусковой ток − что это?

У любого автомобильного аккумулятора есть несколько важных параметров. Один из них — максимальный пусковой ток. Он характеризует возможный крутящий момент, который может создать батарея при вращении стартера. Эта величина определяется несколькими методами, поэтому в разных стандартах будет несколько отличаться. Например, немецкие батареи проходят более жесткую проверку, поэтому пусковой ток по DIN меньше IES в 1,7 раза. Он определяет силовые возможности АКБ и то, сможет ли батарея выполнить запуск двигателя в холодное время года.

Как определяется и от чего зависит пусковой ток?


Стабильный пуск стартера при глубокой минусовой температуре — мечта автолюбителя. Но нет идеальной автомобильной аккумуляторной батареи, которая создавала бы идеальный крутящий момент при любой температуре. К недостаткам абсолютно всех АКБ относят потерю емкости, а также снижение тока холодного пуска при снижении температуры. Это связано с замерзанием жидкого электролита и торможением движения электронов. Если на этикетке в маркировке батареи указано значение в 700 А, это не значит, что при -30 он будет таким же. Характеристика уменьшается в прогрессии, поэтому реальное значение будет в разы меньше, устремляясь к нулю. Недаром многие опытные автовладельцы на севере накрывают свои машины теплым одеялом с подогревом.

Если вы хотите ездить при глубокой минусовой температуре, выбирайте модель аккумулятора с большим пусковым током. Пусть даже он и просядет при замерзании, но запаса должно хватить на запуск стартера. Максимальный пусковой ток аккумулятора в амперах является испытательной величиной. В реальности при покупке новой АКБ берут устройство с большим значением, так как низкотоковые модели не работают в условиях сильных морозов.



Определение тока холодного запуска

Это паспортная величина. Для ряда автолюбителей она не имеет никакого значения. Это касается тех, кто пользуется машиной только при плюсовой или температуре около ноля. Определить значение можно только с помощью специальных приборов и в камере, так как температура окружающей среды должны составлять -18 градусов. Это важное условие, в комплексе характеризующее общее качество и работоспособность батареи автомобиля. Есть как минимум 5 стандартов проведения измерений этой характеристики:

  1. SAE (JS537)/CCA.
  2. EN или EN50342.1A1.
  3. IEC (60095-1).
  4. DIN.
  5. JIS.

Каждый из них имеет несколько особенностей проверки. Например, по SAE АКБ сначала охлаждают в течение 24 часов до -18 градусов, а потом нагружают максимальным током и выдерживают такое состояние в течение 30 секунд. Если напряжение не упало менее 7,2 В, в паспортные данные принимается изначально наибольшая величина.

Если сравнивать маркировки пусковых токов разных производителей, руководствующихся разными стандартами, можно заметить, что параметр по DIN всегда меньше. Например, батарея по SAE имеет максимальный пусковой ток холодного запуска 450 А, а по DIN он будет равен 300 А. То есть, разница между ними — в 1,5 раза. С одной стороны, они сравнимы, но с другой, нет смысла сравнивать, потому что выпускаются разные типы батарей, поэтому и выносливость у них будет своя. Батарея с гелем прослужит дольше в 4-5 раз по сравнению с источниками с жидкостью, но субстанция с оксидом кремния менее вынослива к низким температурам.



Немецкий стандарт отличается тем, что измерение выполняют в 2 этапа, и величина напряжения не должна уменьшаться менее 9 В. Это указывает на применение более эффективных технологий для производства батарей. По японским же стандартам аккумулятор нагружается током не более 300 А, но такие требования актуальны только для внутреннего рынка. На внешний производители применяют европейские и международные стандарты.

Что влияет на пусковой ток?

Пусковой ток — величина достаточно гибкая. Он может быстро уменьшится, если не соблюдать условия эксплуатации АКБ. На его величину влияют следующие факторы:

  1. Окружающая температура. Чем она меньше, тем ниже ток холодного пуска.
  2. Состояние двигателя. Если в нем имеют место дефекты, приводящие к затрудненному вращению коленчатого или распредвала, то ток будет расти, поэтому увеличится нагрузка. В особо критичных ситуациях сгорает стартер.
  3. Клин или замыкание в стартере. Любые короткие замыкания всегда приводят к аварии, поэтому необходимо следить за техническим состоянием автомобиля, чтобы при наличии малейших дефектов быстро устранять их.
  4. Если ваш автомобиль часто стоит на улице, где температура долго держится на низком уровне, АКБ лучше снять и переместить в теплое место. В таких условиях ток холодного пуска увеличивается.

Выбор аккумуляторной батареи

Автомобильный аккумулятор имеет много характеристик, которые нужно учитывать, когда мы выбираем новый элемент питания:

  1. Емкость. Эта величина выражается в А/ч и отражает в себе максимальную продолжительность работы полностью заряженной батареи. Выбор по ней заключается в сопоставлении с паспортом на автомобиль или старой штатной моделью АКБ. Емкость также подбирается по объему ДВС. Например, для пуска моторов до 1,7 л достаточно установить аккумулятор 55-60 А/ч. Если вы установили дополнительное освещение или модный аудиоусилитель, рекомендуется аккумулятор с большим параметром, но в пределах геометрических размеров. Так как более энергоемкая батарея будет обладать увеличенными габаритами.
  2. Полярность. Расположение клемм определяет физическую возможность установки АКБ на штатное место и подключение кабелей. Для европейских машин обычно покупают батареи с прямой полярностью, для российских — с обратной, а для азиатских выпускают и те, и другие. Также есть универсальные, в которых клеммы расположены посередине корпуса.
  3. Пусковой ток. Когда мы с вами выбираем батарею и на первое место ставим его — это неправильно. Нужно учесть регион и климатические условия, где машина будет эксплуатироваться. Если это умеренные широты с нормальным климатом, то переплачивать за больше ампер в АКБ нет смысла. Если нужен стойкий к морозам источник — чем больше ампер в нем, тем лучше, но срок службы будет существенно меньше. Напоминаем, что измеренные по разным стандартам пусковые токи отличаются.

В таблице соотнесены характеристики батарей разных стандартов исполнения:

SAE/CCA

EN

IEC

DIN

350

330

225

200

400

360

260

225

450

420

290

255

500

480

325

280

550

520

355

310

600

540

390

335

Измерение емкости и пускового тока

Когда мы выбираем новую аккумуляторную батарею для машины, хочется получить источник с большим пусковым током. Но действительно он такой, как указано в паспорте? На самом деле не каждый сможет провести аналогичные заводским испытаниям тесты. Любой аккумулятор при нормальной температуре покажет даже больше, чем в паспорте. Что касается самостоятельного измерения пускового тока, выполнить это можно только при помощи специализированных измерительных приборов. В продаже есть следующие модели устройств:

  1. Тестер АКБ BA1000. Это универсальный прибор, с помощью которого можно измерить величину пускового тока и емкости.
  2. Также существует нагрузочная вилка, с помощью которой можно точно измерить пусковой ток аккумулятора. Она дает общую картину состояния источника. Как правило, с ее помощью выясняется, насколько проседает напряжение при подключении стартера, так как ее сопротивление эквивалентно электрическому мотору.
  3. Оценить величину пускового тока можно также при помощи разрядного тестера. Это устройство позволяет измерить мгновенное значение силы тока, тем самым дав общую оценку состояния батареи.
  4. Цифровой анализатор «Автоэлектроника Н-2005». Устройство выполнено в компактном корпусе и оснащено дисплеем. Представляет собой нагрузочную вилку, с помощью которой можно измерить мгновенное значение.
  5. DHC BT002 — универсальный прибор, с помощью которого можно выполнить комплексный тест батарей с напряжением 6 и 12 В. Максимальная сила составляет 2000 А.
  6. Berkut BCA-10 — китайский тестер для измерения пускового тока бюджетного ценового сегмента. Измеряет от 1200 А.

Измерение емкости

Если вы сомневаетесь в своем аккумуляторе, который стал быстро разряжаться, то с помощью самого простого тестера вы сможете выполнить измерение емкости батареи. Для этого нужно найти лампочку накаливания дальнего света и подключить к клеммам. Через нее будет течь ток 8-10 А, в зависимости от мощности. Останется засечь, через сколько времени АКБ разрядится до напряжения 10,8 В. Затем нужно полученное время умножить на силу тока. Это и будет искомая величина емкости. Если емкость нормальная, но батарея все равно быстро разряжается, необходимо проверить электрику своего авто. Вероятно, в цепях есть утечка, которая и является причиной постоянной разрядки. Нормальной считается утечка, не превышающая 80 мА. При больших значениях нужно устранить проблему, чтобы продлить срок службы АКБ.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW