Процедура десульфации пластин автомобильного аккумулятора вполне реализуема своими руками в домашних условиях. Чтобы добиться положительного результата, необходимо знать, что это за состояние и что собой представляет сульфат свинца.
Особенности образования кристаллов сульфата свинца
В составе электролита содержится 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Это обязательная концентрация, которая не должна изменяться на протяжении всего срока эксплуатации батареи. Электроды изготовлены из сплава свинца с сурьмой, не более 6% от общего количества свинца, и свинцового сплава с кальцием в гибридных источниках. Кальция в нем не более 0,1%.
Сульфация — образование на электродных пластинах белой пористой структуры. Это кристаллы сульфата свинца. Они возникают на поверхности пластин в результате долгого простоя в разряженном состоянии или недостатке электролита. Важно не доводить аккумулятор до такого состояния, но если 1-2 раза все-таки это произошло, следует произвести проверку на наличие кристаллов. В обслуживаемых батареях для этих целей есть пробки. Достаточно выкрутить их и посмотреть внутрь. На боковых сторонах пластин виднеется беловато-сероватое вещество. Это и есть кристаллы сульфата свинца.
Если образований не видно, то можно определить по состоянию заряда и величине напряжения в процессе зарядки:
- если на пластинах присутствует сульфат, напряжение на клеммах выше обычного;
- емкость АКБ существенно снижена;
- падает максимальный выдаваемый ток в нагрузку.
Схемы десульфаторов
Существует специальное устройство, называемое десульфатор. Оно представляет собой электронную схему, которая формирует короткие зарядные импульсы. Такая форма напряжения обеспечивает постепенное растворение сульфата и восстановление АКБ после потери емкости. На практике мастера использую разные варианты схем — 555, 566, 562 — но все они построены на одном типе ОУ серии 555. Отличия между ними состоят только в способе подключения силового полевого транзистора и его модели. Во всех вариантах — это генератор.
Десульфатор — электронный прибор, построенный на базе операционного усилителя 555 серии. Существует несколько модификаций, но главный принцип один. Устройства генерируют короткие импульсы с переменной частотой от 1 до 3 кГц. Они подаются на силовой мощный транзистор, который частично разряжает АКБ. Во время скважности импульса, которая в 2 раза больше его длины, происходит заряд батареи. Прибор подключается к клеммам АКБ параллельно с зарядным устройством.
Есть американские схемы и отечественные аналоги. Немного может отличаться схема включения силового транзистора. Обычно в качестве него используются IRF9Z34 или 2SK2134.
Как сделать десульфатор своими руками
Рассмотрим классическую схему десульфатора аккумулятора, которую можно повторить своими руками. Она будет состоять из:
- операционного усилителя LM555CN или аналога;
- стандартной обвязки из резисторов и конденсаторов для настройки на частоту от 1 до 3 кГц в режиме генератора;
- предохранитель на 10 А;
- силовой полевой транзистор.
Схема генератора на интегральной микросхеме выдает импульсы малой длительности, которые открывают транзистор. В этот момент накапливается энергия в дросселях. Чем толще провод в обмотке, тем мощнее и больше импульс. Когда транзистор закрывается, энергия передается на емкость и АКБ. Когда транзистор открыт, энергия выкачивается из АКБ в дроссель. Данный цикл повторяется с частотой генерации сигналов.
Процесс восстановления
Десульфация пластин от накопившегося сульфата выполняется при помощи следующего метода:
Подключают десульфатор и ЗУ параллельно.
Так как сопротивление открытого транзистора и индуктивности меньше, чем у АКБ, то в момент открытия транзистора весь ток течет в индуктивность, накапливая в ней энергию.
Когда транзистор закрывается, энергия индуктивной катушки отправляется в аккумулятор.
Устройство оставляют в таком режиме на весь цикл зарядки. Мощный короткий импульс должен «встряхнуть» решетки и разрушить кристаллы сульфата.
При помощи десульфатора можно только частично восстановить емкость батареи. Если ситуация запущенная, то есть, АКБ находился в разряженном состоянии достаточно долго, импульсная схема не способна помочь. Можно попробовать метод переполюсовки, полностью разрядив автомобильный аккумулятор и зарядив током обратной полярности малой величиной, не более 1-2 А в течение 30 минут. Затем поставить зарядку током 1/10 от номинального значения на длительный цикл от 5-6 часов.