Любая аккумуляторная батарея нуждается в своевременном техническом обслуживании в процессе эксплуатации. В батарее непрерывно протекают необратимые химические реакции, приводящие к разрушению электродов, активной пасты, сепараторов. Некоторые процессы можно остановить, если вовремя их обнаружить. Разберемся, как можно проконтролировать характеристики АКБ и в чем заключается техническое обслуживание аккумулятора?
Конструкция батареи в двух словах
Любой автомобильный аккумулятор (не берутся в счет литий-ионные, железо-фосфатные и графеновые, которые еще массово не выпускаются) обладает единой конструкцией:
- Есть пластиковый кожух с разделением объема на 6 банок для 12-вольтовой батареи.
- В кожухе имеются пробки, через которые можно долить дистиллированную воду и визуально контролировать уровень жидкости.
- Внутри есть положительные и отрицательные пластины, соединенные в энергетические ячейки, каждая выдает 2,1 В. Они объединены в батарею 12,6 В.
- Внутрь залит электролит, представляющий собой раствор, на 35% состоящий из серной кислоты и на 65% из дистиллированной воды.
- Пластины являются решетками, на которых имеется замазка из пористого диоксида свинца. В заряженном состоянии он полностью восполнен и находится на решетках. В разряженном происходит его распад с выделением воды и сульфата свинца.
Особенности обслуживания АКБ
Любое обслуживание аккумулятора проводится с использованием нескольких приборов:
- мультиметра или обычного тестера для измерения напряжения;
- ареометра для контроля плотности электролита;
- нагрузочной вилки для проверки напряжения и тока под нагрузкой.
Если у вас нет ареометра и тестовой вилки, можно воспользоваться подручными средствами. Например, в качестве нагрузки использовать лампы накаливания, чтобы привести условия, близкие к измерению нагрузочной вилкой.
Чем измерять параметры АКБ — понятно, но как часто проводить обслуживание автомобильного аккумулятора, чтобы не допустить его критической разрядки в неожиданный момент?
Этапы проведения технического обслуживания батареи
На станциях технического обслуживания обслуживание выполняется в два этапа:
- Проводится контроль крепления аккумулятора, клеммы очищаются от окислов и загрязнений, если таковые имеются, замазываются контактной смазкой. Производится осмотр на наличие повреждений корпуса. Периодичность — раз в полгода или сезонный осмотр.
- Выполняется техническое техобслуживание с измерением электрических показателей. Работы проводятся через 1-2 года эксплуатации АКБ.
В современных автомобилях бортовой компьютер оснащен системой самодиагностики, которая самостоятельно проверяет уровень напряжения на батарее и выдает его значение на панель. Если такого контроля нет, то ту процедуру следует выполнять внешними средствами. Например, мультиметром или простым вольтметром, переведя его в режим измерения постоянного напряжения.
Состав обслуживания
Для получения полноты оценки состояния АКБ, необходимо выполнить комплексное обслуживание. Оно состоит из нескольких этапов:
- Осмотр внешнего вида и состояния клемм. Окись нужно удалить, клеммы смазать контактной смазкой.
- Перед применением смазки рекомендуется сначала проверить ток утечки в бортовой цепи. Для этого нужно выключить зажигание и снять минусовую клемму батареи. В разрыв между бортовой цепью и минусом источника включают амперметр. Ток не должен превышать значение 80 мА.
- Нужно полностью зарядить батарею и оставить ее в покое на 6-12 часов, предварительно замерив напряжение на выводах. Также измерить напряжение нужно после указанного простоя. На рабочей батарее оно не должно отличаться от первых показаний. На этом можно окончить обслуживание.
- Если напряжение после простоя меньше 12,6 В, то следует проконтролировать плотность и работу под нагрузкой. При измерении напряжения под нагрузкой применяют нагрузочную вилку. Измерения нужно проводить также после полной зарядки, через 6-12 часов простоя. В момент контроля потенциал не должен опускаться меньше 10В. Если напряжение будет меньше этого значения — это индикатор необходимости доливки воды или замены батареи. При низком уровне батарея быстрее заряжается, так как занижена ее емкость.
- Вместо нагрузочной вилки можно измерить плотность электролита. Нормальным ее значением является 1,24 г/см3 при температуре 15-20 градусов. Контроль данного параметра выполняется при помощи ареометра. Это специальный прибор, в который нужно набрать раствор и проследить за положением индикаторного прибора в колбе. На ней есть шкала, проградуированная под измерение плотности именно электролита.
Если на АКБ постоянно занижено напряжение, нужно проверить цепь заряда и ток утечки на авто. Если с утечкой все нормально, то, вероятно, есть проблема в зарядке. При работающем моторе на холостых напряжения заряда значение должно быть не ниже 13,8 В. Если оно ниже, нужно провести ремонт электрики.