Автомобильный аккумулятор является простым устройством. Однако в нем тоже возникают разные неисправности, приводящие к невозможности эксплуатации или к значительному сокращению срока службы. Одной из таких проблем является образование большого количества кристаллов сульфата свинца. Устранить проблему и продлить срок службы источника постоянного тока можно, применив десульфатор. Что это за устройство и как оно работает, разберемся в этой статье.
Особенности проблемы
Сульфатация — образование на поверхности пластин крупнокристаллической структуры из сернокислого свинца. Он представляет собой рыхлый налет белого цвета, который забивает всю решетку и приводит к увеличению сопротивления между ячейками. Это влечет за собой падение емкости и отдаваемого в нагрузку тока. Образование кристаллов сульфата свинца возникает при:
- глубоком разряде батареи;
- длительном простое с низким зарядом;
- недостаточном уровне электролита.
В любом случае пластины не должны быть сухими, иначе на них растут кристаллы, и работа автомобильного аккумулятора нарушается. Важно, чтобы пластины были полностью погружены в электролит и всегда были влажными. В результате сульфатации происходит испарение воды и повышение плотности жидкости, как результат, источник питания быстро разряжается и заряжается, выдает существенно заниженный рабочий ток.
Признаки сульфатации пластин
Определить сульфатацию пластин автомобильного аккумулятора можно несколькими способами. Проще всего это сделать визуально, вынув пластины и посмотрев на них, так как через заливные отверстия выявить данное состояние проблемно. Если батарея неразборная, остается положиться на электрические и физические признаки:
- повышение напряжения зарядки до 20 В, так как увеличено сопротивление между банками;
- занижение плотности активного вещества из-за накопившегося сульфата свинца;
- частый перегрев АКБ и закипание еще на малых зарядных токах.
Причины сульфатации пластин
Существует несколько причин образования сульфата:
- частые глубокие разряды АКБ, чем дольше источник стоит с низким зарядом, тем больше кристаллы;
- минусовые и низкие температуры хранения;
- повышенные температуры в летний период.
Восстановление АКБ при сульфатации
Существует не так много способов десульфатации пластин, и совсем не обязательно обращаться в сервисный автоцентр. Попытаться восстановить батарею можно своими руками в домашних условиях, но для этого потребуется специальное зарядное устройство.
Опытные автолюбители используют специальную схему-десульфатор на операционном усилителе 555 серии. Особенность этой интегральной схемы в том, что она формирует подходящие по форме и амплитуде импульсы для проведения процесса десульфации пластин.
Технология десульфатации пластин
Она заключается в воздействии на энергетические ячейки изменяющимся по времени и форме напряжением в течение длительного времени. По сути, схема представляет собой простой генератор со стальной формой импульсов. К базовой схеме включения ОУ необходимо добавить полевой транзистор и стабилизатор питания на 12 В. Генератор импульсов будет создавать подходящую последовательность для проведения десульфатации. Частота может быть регулируемой, в диапазоне от 1 до 3 кГц.
Технология разрушения на пластинах сульфата свинца с применением десульфатора проводится в несколько этапов:
- К клеммам АКБ подключают одновременно ЗУ с постоянным током заряда и схему десульфатора. ЗУ развязывают от устройства согласующим резистором.
- Для полноты снятия данных лучше использовать осциллограф или мультиметр.
- Если через несколько часов напряжение на клеммах АКБ не стабилизируется, нужно разрядить батарею.
- Поменять клеммы местами и зарядить обратным током малой величины в течение 30 минут, затем перевернуть клеммы и заряжать длительно током 1/10 от номинального значения.
Существует несколько схем включения ОУ 555 в схеме десульфатора, но смысл остается единым. На клеммы батареи нужно подавать импульсное напряжение. Оно должно спровоцировать реакцию отделения сульфата от решеток.