Мы на маркетплейсах:

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора

27 июня
4134
Шрифт:
16
Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

За последние 30 лет технологии производства автомобильных аккумуляторов существенно изменились. Точнее, расширились. Наряду с простыми стартерными сурьмянистыми батареями, стали появляться гибридные, Ca/Ca, AGM, EFB, Gel, железо-фосфатные, литиевые. Скоро появятся графеновые и прочие. Главное то, что появился необслуживаемый аккумулятор. Что он собой представляет и как его обслуживать? На этот и многие другие вопросы ответим в этой статье.

Обычный сурьмянистый АКБ

Отличие между обычной кислотной батареей с легированием сурьмой и необслуживаемой заключается в том, что в последнюю не нужно доливать воду. Означает ли это, что в процессе заряда кислота не испаряется? Совсем нет. Просто автомобильные батареи есть с пробками (можно открыть) и без, то есть открыть их нельзя. Рециркуляция кислоты происходит за счет наличия в крышке источника тока специальной структуры. Испарения электролита оседают на стенках и конденсируются в жидкость, которая возвращается обратно в емкость, тем самым поддерживается плотность на неизменном уровне, но так ли это на самом деле?

Чем больше использовали сурьмы для легирования электрода, тем быстрее испарялась в процессе заряда жидкость. Количество сурьмы было выверено и составляло не более 6% от объема свинца.

Понятие необслуживаемого аккумулятора

Необслуживаемый аккумулятор является батареей нового типа. В них обычно для легирования электродов применяется кальций. Может быть легирован один или оба электрода. В первом случае источники питания называют гибридными. Они еще встречаются с откручиваемыми пробками. Аккумулятор с легированием обоих электродов уже необслуживаемый. Технология их производства подразумевает полностью герметичный корпус с поддержанием в нем рабочего давления газов. Отсутствие связи с атмосферой сокращает интенсивность коррозии и последующего разрушения контактов.

Обслуживать такой аккумулятор нужно методом диагностики, при обнаружении неисправимых дефектов заменить. Бывают моменты, когда стоило бы залить воду, но данный тип батарей не подразумевает этой процедуры. Отсутствие пробок совсем не говорит о том, что выполнять обслуживание не нужно. У необслуживаемых источников постоянного тока есть свои проблемы, с которыми владельцу автомобиля придется, так или иначе, бороться. Более того, в нем также медленно, но все же наблюдается уход электролита.

В обслуживании аккумулятор автомобиля нуждается так же, как и обычный источник. В нем также со временем испаряется электролит, который, к сожалению, восполнить невозможно. Как показывает практика, явно это наблюдается только на 4-5 году эксплуатации элемента питания, когда его обычно уже списывают со счетов и покупают новый.

Особенность работы аккумуляторов необслуживаемого типа

Работа необслуживаемого аккумулятора обладает некоторыми особенностями:

  1. В процессе разряда на аноде происходит восстановление диоксида свинца, а на противоположном контакте протекает процесс окисления данного металла.
  2. Заряд протекает в обратном направлении, то есть диоксид свинца восстанавливается уже на катоде.
  3. Идеальными свойствами сохранности заряда за счет окисления и восстановления обладает свинец, но в чистом виде он быстро разрушается. Чтобы снизить интенсивность разрушения электродов, в сплав добавляется сурьма, а в необслуживаемых АКБ — кальций в один или сразу два электрода.
  4. Металл легирования выступает в качестве катализатора, провоцируя реакцию гидролиза. Она больше и сильнее протекает именно в сурьмянистых типах АКБ. Происходит процесс расщепления воды на водород и кислород. Соответственно, количество жидкости неизбежно уменьшается.

В новых батареях установлен специальный клапан, который выпустит наружу газ только при достижении критического давления. Пока оно нормальное внутри, газ аккумулируется и конденсируется, затем стекает обратно в емкость. Добавление кальция сделало пластины более прочными и выносливыми к электрическим разрядам, но жидкость все равно продолжает испаряться, правда в значительно меньших объемах.

Недостатки необслуживаемых батарей

Необслуживаемый аккумулятор обладает рядом недостатков. В частности, к нему относится быстрая потеря емкости при длительном нахождении в разряженном состоянии. Важно не допускать глубокие разряды, потому что будет достаточно всего пары таких циклов и источник перестанет выполнять свои функции, как аккумулятора автомобиля. Также к недостаткам АКБ данного типа относятся:

  • невозможность проверки плотности электролита, а это важный показатель, который может своевременно предупредить о скором выходе из строя батареи;
  • нельзя проконтролировать уровень электролита;
  • требовательность к стабильному напряжению с цепей заряда.

Обслуживаемые необслуживаемые АКБ

Любой аккумулятор автомобиля, пусть он и не обслуживаемый, нуждается в проведении определенных операций по защите от разрядки и длительного нахождения в разряженном состоянии. Для этого нужно регулярно проводить следующие операции с АКБ на своей машине:

  1. Контроль уровня и плотности электролита в необслуживаемых АКБ осуществляется при помощи встроенного индикатора. В зависимости от модификации батареи, он может быть зеленого-черного или зеленого-красного цветов. Соответственно, если глазок зеленый, то уровень в норме и заряд имеется. Если виднеется цветная точка, то уровень в норме, но батарея разряжена. Если точка белая на черном фоне или просто все черное, то уровень электролита низкий.
  2. Контроль напряжения. При заглушенном моторе нужно изменить напряжение на зажимах АКБ. В нормальном состоянии оно должно быть в пределах от 12,5 до 12,9 В. Важно, чтобы в ближайшие 3-4 часа до момента измерения характеристик батареи она не подвергалась зарядке. Также нужно измерить напряжение при запущенном моторе. Оно не должно быть менее 13,5 В. Если меньше — значит, есть проблема и она может быть не только с аккумулятором.
  3. Контроль работоспособности нагрузочной вилкой. Она представляет собой мощное сопротивление менее 1 Ом, которое на короткое время подключается к зажимам батареи. В течение 5 секунд под нагрузкой напряжение не должно просесть ниже 10,2 В. Если оно опустится ниже 10 В, то источник питания можно восстановить низким током или методом переполюсовки, а затем малым током в течение длительного времени.

Если напряжение на нагрузочной вилке менее 9 В, то АКБ лучше заменить, чем пытаться восстановить. Это все равно будет бесполезно. Частый контроль напряжения не то, что выявит неисправность батареи, а скорее, проблемы с зарядкой и в бортовой сети. Их своевременное устранение гарантирует увеличение срока службы и повышения эффективности работы элемента питания.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW