Мы на маркетплейсах:

Диагностика аккумулятора автомобиля

27 июня
1353
Шрифт:
16
Диагностика автомобильной аккумуляторной батареи

Любой аккумулятор автомобиля, будь он с жидким электролитом, абсорбером или гелем, обладает простым устройством. Есть корпус, внутри него 6 банок с парными электродными решетками и токовые выводы, выходящие на поверхность. Старые и дешевые жидкостные модели оснащены колпачками. Их можно открутить и косвенно определить состояния АКБ. В новых их нет или они не открываются. Средством диагностирования в таком случае является встроенный индикатор в крышке. Есть не на всех аккумуляторных батареях. С ним проверка состояния источника питания авто проводит намного проще.

Характеристики АКБ

Диагностика состояния батареи проводится несколькими способами. Обычно мастера в автосервисах применяют их в комплексе, потому что только так можно выяснить всевозможные дефекты данного компонента автомобиля. Анализ заключается в определении фактических характеристик и их сверке с паспортными характеристиками батарей. Если отклонения составляют более 30%, то автомобильный аккумулятор считается непригодным для дальнейшего использования и подлежит замене. Когда наступит время замены источника, зависит от его первоначального состояния.

Любой автомобильный аккумулятор обладает определенными характеристиками:

  1. Емкость — это величина, которая показывает, какой силы ток способен выдавать элемент питания в течение 1 часа. Например, мы видим, что на этикетке батареи авто написано 55А/ч. Это значит, что он способен выдавать ток 55 А в течение 1 часа. Дальше он разряжается и нуждается в зарядке.
  2. Пусковой ток — это характеристика, которая показывает, какой максимальной величины может быть ток в режиме короткого замыкания. Она пропорциональна емкости и составляет для приведенного примера от 450 до 550 А. Данная характеристика проверяется при определенных условиях. В Европе, Азии, Японии и США применяются свои стандарты проверки.
  3. Плотность электролита — эту характеристику в паспорте вы не найдете, только в углубленном описании модели. Она отражает концентрацию серной кислоты в растворе и выражается в г/см3. В нормальном состоянии доля кислоты составляет до 37%. В некоторой степени она также зависит и от температуры жидкости. Постепенно после электрохимической реакции выделяется осадок и плотность уменьшается, так как количество активного вещества также падает.

Методы диагностирования

Мы узнали основные характеристики, которыми обладает любой аккумулятор автомобиля. Теперь рассмотрим способы проведения диагностики. Их можно условно разделить на три вида:

  • визуальный осмотр;
  • анализ количественного состава активного вещества;
  • физические методы с использованием диагностических приборов.

Визуальный осмотр и косвенный анализ по глазку

В любом автосервисе мастер сначала будет производить внешний осмотр аккумуляторной батареи. Со временем, в зависимости от разных условий эксплуатации, на корпусе может образоваться трещина возле контакта — отслоится пластик, а сам электрод может прогореть. Никаких дефектов на батарее — не должно быть повреждений корпуса, места возле колпачков сухие, а индикатор заряда зеленый. Каким он бывает:

  • Зеленый — батарея заряжена, плотность составляет не менее 1,25 г/см3, уровень заряда не менее 80%.
  • Красный с белой точкой — требуется зарядка, ее уровень не более 80%, плотность 1,23 г/см3.
  • Белый — в АКБ недостаточно электролита.

Индикатор устроен достаточно просто. Сразу под стеклышком находится прозрачный световод, а под ним в специальном держателе — красный и зеленый шарики из специальных материалов. Когда они оба опущены, то уровень низок. Это происходит по причине гидролиза воды, которая превращается в газ. Через специальный клапан он улетучивается, поэтому со временем жидкости оказывается недостаточно. В новых моделях батарей имеется лабиринтная система в крышке, благодаря которой газ конденсируется и выпадает обратно в емкость.

Проверка аккумуляторной батареи для машины «на глазок» дает обобщенные результаты. Более точные данные можно получить при помощи электронных приборов.

Диагностика при помощи приборов

Техническая проверка состояния аккумулятора заключается в применении как минимум двух типов приборов: физические и электронные. К первому типу относят ареометры или денсиметры. Прибор представляет собой колбу особой конструкции с грушей и шкалой. Измерения с его помощью проводят при температуре воздуха не ниже 25 градусов. Показатель плотности зависит от климатической зоны. Для южной и центральной зоны значения равны 1,22-1,24 г/см3.

Ко второму виду приборов относятся электронные средства:

  • нагрузочная вилка;
  • мультиметр;
  • силовой амперметр.

Нагрузочная вилка

Одним из надежных способов для измерения фактического тока батареи является использование нагрузочной вилки. Это прибор, который подключается к выводам АКБ, и запускается цикл измерения. Это происходит мгновенно, потому что токи очень большие, и при длительном действии прибор и провода могут выйти из строя. В самом простом исполнении вилка содержит внутри себя мощное сопротивление и вольтметр. Позволяет измерять напряжение вхолостую и под нагрузкой.

Для получения точных данных при помощи нагрузочной вилки, необходимо выполнять условия:

  • полная зарядка АКБ на протяжении 10 часов;
  • автомобиль простоял без дела 12 часов после отключения ЗУ;
  • температура окружающей среды должна быть не менее 10 градусов.
  • Измерения проводятся кратковременно, так как по цепи в режиме под нагрузкой протекает большой ток до 100 А.

В режиме без нагрузки напряжение 12,6-12,9 В соответствует полному заряду АКБ в 100%. Под нагрузкой таковым является значение от 10,2 В. Если оно составляет 9,0 В, значит источник питания разряжен на 50%.

Так как цена нагрузочной вилки достаточно высокая, то аналогичную процедуру можно проделать обычным мультиметром. Для этого нужно найти шунт сопротивлением 0,24 Ом на 50 А или 0,48 Ом на 100 А. Подключить к нему щупы прибора, оба этих устройства присоединить к клеммам батареи. Если напряжение меньше указанных значений, батарее требуется обслуживание или ее лучше заменить на новую. Цена диагностики аккумулятора в автосервисах невысокая, так как процесс не подразумевает выполнения каких-то особых работ или замены деталей.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW