На многих предприятиях есть вспомогательное оборудование, работающее на электрической тяге. На погрузчики, грузовые платформы, подъемники и другую технику устанавливают тяговые аккумуляторы. Они мало чем отличаются от батарей стартерного типа, но разница в энергетических характеристиках. Такие элементы питания выдают большие токи на протяжении долгого времени. Они спроектированы на интенсивную работу при постоянном потребляемом токе от 5 до 50 А, что объясняется большими электродами и составом активной пасты, которая больше накапливает заряд и дольше его отдает.
Виды стартерных и тяговых автомобильных аккумуляторов
В продаже есть много тяговых и стартерных автомобильных аккумуляторов, но мы рассмотрим часто встречающиеся модификации. Каждая из них обладает какими-то особенностями, отличающими источники от других модификаций. В любом случае все они относятся к свинцово-кислотным химическим элементам питания, внутри которых постоянно протекают необратимые химические процессы. Есть положительная и отрицательная пластины или решетчатые электроды. Плюсовой контакт обмазан двуокисью свинца, являющейся активной массой, восстанавливающей заряд. Отрицательная решетка заполнена губчатым свинцом, в котором накапливаются заряды.
Производители предлагают следующие модификации АКБ:
- WET или классические свинцово-кислотные с жидким электролитом.
- AGM — усовершенствованные «кислотники», внутри которых имеется абсорбер, пропитанный жидкостью.
- GEL — в таком типе батарей используется гелеобразных электролит.
Рассмотрим все эти три модификации подробнее.
Аккумуляторы WET
Самая большая категория автомобильных стартерных и преимущественно тяговых батарей. К ней относятся классические свинцово-кислотные элементы питания, внутри которых содержится электролит в жидком виде. Присутствуют электроды, которые оснащены сепараторами, применяемыми в качестве диэлектрических проставок. Электронные решетки могут быть литыми и штампованными. В более совершенных модификациях применено легирование кальцием одного или двух контактов, что значительно продлевает срок службы АКБ и увеличивает отдаваемый ток.
Более дешевые батареи легированы сурьмой, в более дорогих применено серебряное покрытие и кальций. В любом случае все подобные добавки используются для продления срока службы и повышения надежности батареи. В более совершенных аккумуляторах с увеличенным сроком службы применены улучшенные волоконные сепараторы. Также изменен состав активной пасты, а решетки изготовлены методом ковки или штампования. В этой категории находится автомобильный аккумулятор EFB. Они часто применяются в машинах с режимами старт/стоп. Такие аккумуляторы обладают небольшим количеством циклов заряд/разряда. Если разряд будет до 80%, то он способен выдержать не более 450 повторений, но так как в обычном авто с ДВС он разряжается незначительно, то способен прослужить до 6 лет.
Плюсы таких батарей:
- Невысокая стоимость. Купить аккумулятор можно всего за 2-3 тысячи рублей, и его вполне хватит на 3 года активной эксплуатации, если вы выберите отечественную модель.
- Можно продлить срок службы на 0,5-1 год, так как в процессе эксплуатации и во время зарядки частично испаряется жидкий электролит. Работоспособность батареи теряется при возникновении так называемой сульфации пластин.
- Наличие всех модификаций и емкостей. Можно купить в европейском, азиатском корпусе с прямой и обратной полярностью.
- Хорошие характеристики при выполнении своевременного обслуживания.
Минусы этих АКБ:
- малый срок службы, не более 3-4 лет;
- испарение вредных токсинов в процессе зарядки;
- критичность к глубоким разрядам до 80% от начальной емкости.
Аккумуляторы AGM
Автомобильные аккумуляторы АГМ представляют собой усовершенствованные источники постоянного тока, используемые преимущественно в лодочном транспорте. У них сравнительно небольшое количество циклов разряд/заряда, но отличаются более высокой токоотдачей и способностью работать в любом пространственном положении. Поскольку пластины постоянно находятся в электролите за счет использование специального абсорбера между ними, то и не может возникнуть короткое замыкание. Источник питания будет отдавать большие рабочие токи даже в перевернутом вверх дном положении.
AGM аккумуляторы за счет особой конструкции работают дольше классических с жидким электролитом. В некоторых случаях срок может достигать 10 лет, но это зависит от интенсивности эксплуатации. Значительно медленнее протекает процесс разрушения пластин под действием кислотной среды. Такие элементы питания также имеются много модификаций с некоторыми отличительными признаками.
Плюсы аккумуляторов AGM-типа:
- Источники постоянного тока данного типа обладают увеличенным ресурсом эксплуатации, до 7-9 лет.
- Батареи менее опасны для окружающей среды, потому что даже в процессе заряда они не выделяют вредных токсинов.
- Они медленнее разряжаются и в меньшей степени теряют емкость при хранении, что также объясняется особенностями устройства.
- Обладают большим количеством циклов заряд/разряд, при разряжении батареи до 80% от начальной емкости их можно заряжать до 700 циклов.
Аккумуляторы GEL
Если в батареях типа AGM используется губчатый наполнитель, расположенный между электродными решетками, то в источниках GEL используется совершенно иной состав. Это смесь, содержащая кремний оксидные соединения, имеющая густую и малоподвижную консистенцию. Благодаря этому полностью исключается короткое замыкание между пластинами. Более того, они постоянно погружены в раствор, что обеспечивает постоянное движение зарядов между ними. Такие батареи способны работать в любых условиях и положении. Даже нелегированные электроды служат свыше 10 лет, но главным недостатком таких источников является запредельно высокая стоимость.
К преимуществам таких аккумуляторов справедливо отнести:
- Простая конструкция, собственно, она ничем не отличается от традиционных свинцово-кислотных элементов питания за исключением другого типа электролита.
- Увеличенный срок службы, 12 лет и больше, что обусловлено все теми же особенностями устройства.
- Полная безопасность эксплуатации и отсутствие вредных испарений в процессе работы. Даже при повреждении корпуса ничего наружу не выльется и не причинит вред окружающей среде.
- Такие аккумуляторы можно разряжать-заряжать до 80 и даже 75% от начального состояния заряда свыше 1200 раз.
Как выбрать АКБ для своей машины?
Все автовладельцы задумываются в один прекрасный момент: как выбрать аккумулятор для своего автомобиля? Как понятно из сказанного выше, устройство всех свинцово-кислотных батарей совершенно одинаковое за исключением применения технологии легирования контактов кальцием и серебром, а в качестве электролита может быть гель или сорбент, пропитанный жидким электролитом материал с губчатой структурой. Отличия в устройстве обеспечивают и разницу в сроках службы. Самым долговечным стартерным элементом питания является гелевый, но он и самый дорогой. За один такой аккумулятор можно приобрести десяток отечественных. Каждый из них прослужит свои 3 года, поэтому в конечном счете выгоднее возиться с дешевыми, чем приобрести один на 10-12 лет.
Так какой же автомобильный аккумулятор купить? Вопрос неоднозначный, но если у вас на первом плане стоит материальный вопрос, подойдут недорогие модели, но с ними нужно быть внимательным. Для стабильной работы ДВС на протяжении 5-7 лет порой достаточно установить средний по цене свинцово-кислотный EFB. Такие батареи хороши по всем показателям. Их можно использовать в автомобилях с системой старт-стоп, а также они не утратили свои способности использоваться в роле тяговых источников, так как сохранили основную концепцию мощного аккумулятора, способного долго выдавать большие рабочие токи.
При покупке АКБ для своей машины рекомендуется обращать внимание на емкость и пусковые токи. Обязательно сравните эти данные со старой батареей или той, которая должна быть по паспорту. Также учтите габариты и полярность, чтобы не возникло трудностей во время установки. Выбор типа аккумулятора в зависимости от технологии влияет на срок ее службы. Например, на фирменные источники EFB даже компания АКОМ дает гарантию до 4 лет, поэтому она прослужит очень долго.