Мы на маркетплейсах:

Неисправности АКБ: причины поломки и уход за аккумулятором

2.5
29 июня
5260
Шрифт:
16
Неисправности АКБ: причины поломки и уход за аккумулятором

Автомобильный аккумулятор только кажется простым устройством, которому не свойственны какие-либо поломки. На самом деле, неисправности АКБ встречаются часто, и многие из них возникают по вине самого владельца машины. Неправильная эксплуатация батареи провоцирует многочисленные неисправности источника питания. Также не исключены такие факторы, как несоблюдение условий эксплуатации, нарушение циклов заряда, повреждение корпуса, неполадки в электрическом оборудовании автомобиля и многое другое.

Основные типы неисправностей АКБ

В аккумуляторной батарее протекает электрохимический процесс, который только в идеальной ситуации является обратимым и возвратным. В нем проходят необратимые реакции, приводящие к разрушению активной пасты, самих электродов и засорению продуктами реакции электролита. Также существует масса внешних факторов, сокращающих срок службы источника питания.

Основные неисправности в АКБ:

  • увеличенный саморазряд;
  • образование сульфата свинца на пластинах и увеличение сопротивления источника;
  • между пластинами в старых кислотных моделях часто возникает КЗ;
  • изменение полюсов;
  • разрушение токовых выводов;
  • повреждение корпуса.

Увеличенный саморазряд

Одной из проблем, возникающих преимущественно с сурьмянистыми или гибридными батареями, является повышенный саморазряд. Он присутствует в любом АКБ. Существует норма, которой придерживаются все производители. Новая батарея, изготовленная без нарушения технологии, теряет не более 0,5% от своего заряда за сутки, но это максимально допустимый показатель для сурьмянистых аккумуляторов. Для гибридных эта цифра не должна превышать 0,3%, все производители стремятся вложиться в 20% за год.

Если у батареи очень быстро теряется заряд, от 1-1,5% за сутки, то это явный признак наличия поломки. С источником нужно что-то делать.

Причины возникновения саморазряда:

  • уменьшение внутреннего сопротивления, из-за чего АКБ разряжается сама на себя;
  • была залита грязная водопроводная вода, а должна быть дистиллированная;
  • внутрь батареи попал металлический мусор.

Саморазряд постоянно увеличивается с каждым годом работы аккумуляторной батареи автомобиля. Это неизбежный процесс, на который сложно повлиять. Если у вас классическая сурьмянистая или гибридная модель, то можно заменить электролит, долить дистиллированной воды — тем самым, частично восстановив емкость.

Образование сульфата свинца на пластинах

У аккумуляторной батареи автомобиля существует такая проблема, как сульфатация пластин. Этот процесс является частью рабочего цикла источника и должен быть обратимым при заряде, но из-за несовершенства материалов и условий эксплуатации кристаллы сульфата свинца не растворяются, а накапливаются на них толстым слоем. Это частично изолирует их, из-за чего отдаваемый ток значительно сокращается вследствие уменьшения площади пластин. Проблема заключается в невозможности растворить сульфат свинца в кислоте.

Существует несколько причин образования кристаллов сульфата свинца на электродных пластинах. Причинами такого состояния могут быть:

  • недостаточный уровень электролита из-за испарения воды из раствора;
  • длительное нахождение в сильно разряженном состоянии;
  • неполноценная зарядка из-за частых поездок на короткие дистанции;
  • нарушенная концентрация кислоты по отношению к воде.

Сульфатация пластин аккумуляторной батареи — нередкий случай, но как определить такое состояние? На самом деле существует масса признаков, по которым можно определить, что батарея была поражена сульфатом свинца. Например, при подключении зарядного устройства на клеммах АКБ имеется слишком большое напряжение, что указывает на возросшее сопротивление между пластинами. Признаком может быть быстрый заряд источника и снижение плотности после зарядки. Все, что вы сможете, имея на руках только индикатор напряжения — померить его амплитуду.

Если ваша батарея была поражена кристаллами сульфата свинца, и вы обнаружили это на ранней стадии, то частично источник можно восстановить. Необходимо проверить уровень электролита и долить дистиллята, если его недостаточно. Затем установить цикл заряда 5% током от номинального в течение 7 часов. Также можно применить проверенный способ восстановления после сульфатации пластин. Он заключается в глубокой разрядке батареи, затем подключении ЗУ с обратной полюсовкой для изменения направления движения электронов и воздействия малым током в течение 1-2 часов. Затем ЗУ подключают как положено и выставляют 1/10 от номинального тока на длительный цикл.

Короткое замыкание между пластинами

В неисправности батареи входит короткое замыкание между электродными решетками. Оно возникает по причине разрушения активной пасты и сепаратора. Узнать о таком состоянии можно по критическому нагреву электролита в банках, сопровождаемому образованием обильных испарений. Судить о наличии КЗ между электродами можно по сниженной емкости и падению напряжения на 2,1 В.

Основными причинами возникновения короткого замыкания может быть тряска АКБ во время движения автомобиля и перезарядка. Например, вы используете для восполнения заряда самодельные устройства без контроля тока и напряжения заряда, из-за чего на клеммах держите завышенное напряжение на протяжении всего цикла, что недопустимо. Восстановить такой источник питания невозможно. Единственным выходом из ситуации является замена аккумуляторной батареи на новую.

Разрушение контактных выводов

Если возле контактного вывода образуется утечка электролита, то вскоре на свинцовой клемме возникнет бело-зеленый налет. В электролите содержится серная кислота, которая при взаимодействии с кислородом приводит к интенсивному разрушению токовых выводов. В запущенных ситуациях они отгнивают вовсе. Отремонтировать такую батарею можно, но качество ремонта желает лучшего. Чтобы предотвратить полный обрыв контакта, необходимо заранее проконтролировать состояние клеммы и удалить налет. Сделать это можно при помощи щетки по металлу с мягким ершиком, не причиняя существенный вред свинцовой поверхности. Для дополнительной защиты при обслуживании АКБ применяют специальные контактные смазки. Они покрывают металл тонкой пленкой, препятствуя проникновение к нему влаги, вызывающей коррозию.

Другие неисправности

При обслуживании аккумулятора может быть обнаружено повреждение корпуса в результате сильного механического воздействия. Им может быть что угодно — падение, удар, толчок. Утечка электролита опасна не только для батареи, но и для всех агрегатов под капотом. Кислота активное вещество, растворяющее все, кроме резины. Такой неисправный аккумулятор идет на списание.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW