Очень популярный кроссовер Mazda CX-5 на рынке России присутствует в нескольких вариантах. Модели отличаются, во-первых, типом двигателя (ДВС 2,0 и 2,5 л мощностью 150 и 192 л. с. соответственно, и 2,2-литровый дизель в 175 «лошадок»). Во-вторых, трансмиссией и формулой привода. Это может быть 6-ступенчатый передне- или полноприводный вариант с АКПП или МКПП. Но есть еще один принципиальный показатель, характеризующий модельный ряд Mazda CX-5 — наличие функции Start&Stop.
Для «старт-стопа» — отдельный аккумулятор
Система Start&Stop, изначально сконструированная под гибридные типы двигателей (органическое топливо + электропитание), вполне прижилась на классических ДВС и дизелях. Суть в том, что при кратковременной остановке автомобиля – на светофоре, в пробке и т. п. – мотор самопроизвольно глохнет и снова запускается после нажатия на педаль сцепления (если трансмиссия оборудована механической коробкой переключения передач) или педали тормоза (в случае АКПП). Смысл состоит в экономии топлива, а также в снижении вредоносного выхлопа.
Механизм «старт-стоп» достаточно надежен, что подтверждается годами эксплуатации системы в критических ситуациях, предварительно смоделированных на стендовых испытаниях. Единственное, что вызывает вопросы, – повышенные энергозатраты на обслуживание электроцепи. Система включает в себя питание датчиков, определяющих момент вращения коленвала, расход на запуск усиленного стартера (обычный такую частоту запусков просто не выдержит), а в ряде моделей – обслуживание реверсионного генератора, объединяющего функции агрегата, регенерирующего электроэнергию, и стартера.
При всем этом остановка двигателя не должна влиять на работу энергопотребителей автомобиля – кондиционера, магнитолы, приборов освещения и др.
Батарея AGM под большие энергозатраты
Единственным источником электропитания во время остановки двигателя остается аккумуляторная батарея (АКБ), к которой при наличии системы Start&Stop предъявляются особые требования по энергоемкости.
На автомобилях MazdaCX-5, оборудованных системой «старт-стоп», целесообразно устанавливать аккумуляторы, произведенные по AGM-технологии. Аббревиатура расшифровывается как «абсорбирующие стеклянные маты». В качестве электролита, как и у обычных АКБ, используется раствор серной кислоты и воды, только не в «булькающем» виде. Им насыщены те самые полимерные маты, размещенные между свинцовыми пластинами. Поскольку электролит находится не в жидком состоянии и относительно изолирован от непосредственного контакта с пластинами, он не испаряется, не вытекает при любом положении АКБ, а сама батарея имеет характеристики, намного превышающие возможности обычного кислотного аккумулятора.
Она способна выдержать до двухсот случаев полной разрядки, быстро восстанавливая начальную работоспособность от генератора или зарядного устройства. «Традиционные» батареи – не более полусотни таких экстремальных перепадов емкости.
Срок службы AGM-аккумуляторов – до десяти лет против четырех у обычных. При этом пусковой ток, обеспечивающий надежный запуск двигателя, достигает 900 А.
Популярные AGM-аккумуляторы для Mazda CX-5 с системой Start&Stop
Марка, модель | Страна-производитель | Емкость батареи (А-ч) | Пусковой ток (А) | Полярность | Цена (руб.) |
VartaSilverDynamic | Германия | 60 | 680 | Обратная | От 11000 |
BOSCH S5 AGM | Германия | 70 | 760 | Обратная | От 14000 |
EXIDE Start&Stop | CША | 70 | 760 | Обратная | От 11600 |
TABEcoDry | Словения | 70 | 760 | Обратная | От 9500 |
Пожалуй, единственным недостатком аккумуляторов, сделанных по AGM-технологии, можно назвать цену, которая в два, а то и в три раза выше, чем на обычные «кислотные» АКБ (см. таблицу).
Varta D47 – бюджетная альтернатива
Впрочем, чтобы купить аккумулятор для Мазда CX-5, можно выбрать варианты в средней ценовой категории. Особенно если речь не идет о моделях, оборудованных системой Start&Stop. Здесь признанной популярностью пользуется продукция европейского концерна Varta (впрочем, фирма успешно выпускает и AGM-варианты и даже так называемые гелевые батареи, где электролит доведен до состояния геля, но это отдельная тема).
Считается, что для «Мазда CX-5», да и других автомобилей среднего класса (D) японского и корейского производства оптимальным по соотношению «утилитарность – цена – качество» является аккумулятор Varta D47 (полное название – Varta Asia Blue Dynamic D47), изготовленный по традиционной «жидкостно-кислотной» технологии. По характеристикам он вполне вписывается в стандарты однотипных батарей: напряжение 12 В, емкость 60 А/Ч, сила тока в режиме запуска двигателя «на холодную» – 540 А. Вообще аккумуляторы с пометкой Asia адаптированы к тяжелым климатическим условиям и другим факторам, влияющим на срок службы изделия.
Так, производитель отмечает, что при пониженных температурах пусковой ток у Varta D47 на 10% выше, чем у аналогов. Кроме того, эта батарея устойчива к повышенной вибрации при сохранении основных требований, предъявляемых к современным АКБ: срок службы до 4 лет при двухлетнем гарантийном сроке производителя. Достигаются улучшенные показатели эксплуатации, в том числе, добавлением кальция в свинцовую пластину-электрод, из-за чего батареи такого типа в народе называются «кальциевыми».
Asia с прицелом на Россию
Но лучшим аккумулятором для «Мазда CX-5» считается MG Asia 66 от немецкого производителя Moll. По «техпаспорту» ее отличает повышенный срок эксплуатации (до шести лет), а также гарантийный срок в 40 месяцев.
Кроме того, Moll Asia 66, как нетрудно догадаться по маркировке, имеет повышенную емкость – 66 А/Ч, что позволяет вырабатывать пусковой ток силой 575 Ампер. По своим параметрам эта кислотная батарея приближается к качеству AGM-аккумуляторов, при этом имея одно несомненное достоинство: она в полтора-два раза дешевле. При чем мощность MollAsia 66 вполне позволяет использовать ее на Mazda CX-5 в варианте, оборудованном системой «старт-стоп».
Сравнительные характеристики Moll Asia 66 и его аналогов
Марка, модель | Страна-производитель | Емкость АКБ (А-ч)/пусковой ток (А) | Цена (руб.) |
Moll Asia 66 | Германия | 66/575 | От 7100 |
Delkor 90D23L | КНДР | 75/600 | От 7100 |
PanasonicN-75D23L-FS | Япония | 65/620 | От 6500 |
FB 7000 80D23L | Япония | 68/550 | От 7100 |
В заключение хотелось бы обратить внимание на два момента, которые иногда огорчают владельцев «Мазда CX-5». Первый – размер аккумулятора, который должен соответствовать габаритам, прописанным в мануале. В противном случае несовпадение длины и ширины с посадочным местом повлечет «перекройку» крепежа, а слишком высокая батарея, даже если она «села» на площадку, грозит коротким замыканием плюсовой клеммы с капотом. В этом случае оторвать капот от приварившегося к нему аккумулятора будет непросто. Еще сложнее – восстановить замкнувшую электросистему. Второе, что необходимо помнить, чтобы правильно подобрать аккумулятор на Mazda CX-5: здесь применяются батареи с обратной полярностью клемм.