Мы на маркетплейсах:

Проверка исправности аккумулятора

1 августа
1324
Шрифт:
16
Способы проверить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Автомобильный аккумулятор нуждается в периодической проверке его электрических параметров. Для этого применяются разные приборы и способы контроля работоспособности элемента питания автомобиля. Рассмотрим основные методы проверки аккумулятора и измерения его электрических показателей.

Конструкция АКБ

Свинцово-кислотный аккумулятор для авто — достаточно сложный в конструктивном плане элемент питания:

  • оснащен пластиковым корпусом с припаянной крышкой;
  • в обслуживаемых АКБ есть колпачки, которые можно выкрутить для контроля уровня электролита;
  • корпус внутри разделен на банки или ячейки;
  • в каждой ячейке находится пакет пластин;
  • пакеты объединяются в батарею;
  • в каждую банку залит жидкий электролит.

Жидкость представляет собой кислотный раствор, на 35% состоящий из серной кислоты и на 65 — из дистиллированной воды. На пластинах имеется специальная губчатая намазка из диоксида свинца.

Особенности работы АКБ

Проверка на работоспособность батареи авто должна проводится регулярно, потому что используемый свинцово-кислотный элемент питания очень чувствителен к многочисленным неблагоприятным внешним факторам. АКБ может находиться в нескольких состояниях:

  • полностью заряжен;
  • средний уровень заряда;
  • разряжен;
  • падение заряда под нагрузкой;
  • зарядка.

Внутри протекают разные химические процессы, благодаря которым возникает ток в цепи нагрузки. В идеальном источнике питания процесс разложения диоксида свинца и его восстановление с выделением положительно и отрицательно заряженных ионов обратимы, но в реальности из-за несоответствующей температуры, превышения токов нагрузки, постоянного разряда и недостаточной зарядки платины необратимо разрушаются. Если вовремя заметить это, то можно продлить срок службы источника питания. Но как проверить аккумулятор, чем это сделать и какие методы лучше применить?

Причины выполнения проверки аккумулятора

Комплексная проверка аккумулятора авто состоит в контроле всех его физических и электрических характеристик. Подобная диагностика может быть плановой, то есть, проводится периодически или после выявления потенциальных проблем. Они могут быть следующего характера:

  1. Быстрая разрядка. В батарее автомобиля при длительном простое в разряженном состоянии возникает такой процесс, как сульфатация пластин. Это химическая реакция, во время которой серная кислота реагирует со свинцом с выделением кристаллов сульфата на пластинах. Чем дольше батарея авто находится в таком состоянии, тем прочнее и больше кристаллы. Из-за них уменьшается площадь электродных решеток. Аккумулятор быстрее заряжается и точно также быстро разряжается даже под меньшей нагрузкой.
  2. Сильно занижено напряжение на клеммах. В конструкции аккумуляторной батареи есть 6 ячеек, каждая выдает фиксированное напряжение 2,1 В. Все 6 выдают 12,6 В. Если напряжение на выводах АКБ занижено на величину одной ячейки, то имеет место короткое замыкание. Если КЗ нет, то минимальное напряжение на батарее в разряженном состоянии составляет 11 В. Если меньше, то такой источник маловероятно будет восстановлен.
  3. Окислы белые или зеленые на клеммах. Если источник питания автомобиля эксплуатируется в неподобающих условиях, на него попадает антифриз или вода, то на выводах обязательно образуется окись, но для этого должен быть еще один фактор — недостаточно плотный контакт. Под действием электрического тока на медных и бронзовых клеммах образуется зеленый налет, а на свинце — белый.

Бывают также случаи, когда корпус батареи трескается и электролит вытекает наружу. Чаще всего это происходит в месте выхода клемм из-за чрезмерной сильной затяжки. Рассмотрим способы, как проверить источник питания и узнаем, можно ли его дома восстановить своими руками.

Инструкция комплексной проверки АКБ

Метод проверки автомобильного аккумулятора на годность или работоспособность зависит от типа проблемы, которая была выявлена. Например, при быстрой разрядке нужно проверить плотность, а если возникли окислы на клеммах, то стоит почистить контакты и применить защитную контактную смазку.

Комплексная проверка аккумулятора выполняется в несколько шагов:

  1. Сначала производят визуальный осмотр источника питания на предмет повреждений, окислов на клеммах и прочих вещей. Контакты в любом случае нужно хорошо зачистить наждачной бумагой, притереть на месте друг к другу и обмазать контактной смазкой для создания вокруг тонкой защитной пленки. Она предотвратит проникновение влаги и окисление выводов.
  2. При помощи мультиметра измеряют напряжение на клеммах, проверяя тем самым, общую работоспособность батареи. С его помощью можно определить заниженное напряжение. Проверка должна выполняться не сразу после зарядки, а после некоторого простоя источника питания, не менее 6 часов.
  3. Проверка тока утечки. Тестирование батареи автомобиля должно включать этап проверки тока утечки. Определить эту величину несложно при помощи самого дешевого прибора — мультиметра или амперметра с пределом измерения до 1 и 10 А. Для этого отключите минусовую клемму и подключите в разрыв измерительный прибор, при этом черный вывод или минус контрольного устройства должен быть подключен к минусу АКБ. Ток утечки определяется при выключенном зажигании. Его величина не должна быть более 80 мА. Лучше, чтобы он был до 50 мА. Именно столько потребляет память мультимедийной системы, бортового ПК и сигнализация. Если ток превышает 80 мА, то это признак проблемы в электрике авто. На такой машине батарея будет разряжаться до критического состояния всего за неделю простоя в зависимости от степени неисправности.
  4. Проверка уровня электролита. Если автомобильный аккумулятор быстро заряжается и точно также быстро разряжается, то одной из причин может быть недостаточный уровень электролита. Температура кипения воды составляет 99 градусов, кислоты 300 градусов, поэтому при закипании из батареи первой испаряется именно вода. Концентрация кислоты в оставшемся растворе увеличивается. Это опасное состояние для пластин, поэтому нужно долить воду. Определить необходимость в этом можно, посмотрев внутрь через горлышки пробок и измерив толщину раствора над пластинами. Она должна быть не менее 5 мм.

Проверка плотности электролита

В процессе работы автомобильного аккумулятора с плотностью могут происходить разные вещи. Она может как расти, так и падать, поэтому перед доливкой дистиллята сначала нужно проконтролировать химический показатель. Для этого вам потребуется ареометр. Это специальный прибор, с помощью которого проводится проверка состояния раствора. Он представляет собой прозрачную колбу с грушей для набора внутрь жидкости и поплавок внутри колбы со стрелкой. В нем содержится дробь особого металла.

Когда вы наберете установленное количество электролита в колбу, индикаторный поплавок покажет уровень. При температуре окружающей 15-20 градусов она должна составлять 1,23-1,25 гр/см3. Если меньше и уровень жидкости в норме, следует долить кислоту. При низком уровне раствора, но высокой плотности доливают дистиллированную воду. Если плотность нормальная, но занижено количество раствора в банках, то доливается готовый электролит.

Важно. Нельзя превышать концентрацию серной кислоты, потому что она является катализатором реакции окисления. Если ее будет залито больше положенного, то пластины быстрее разрушатся и образуется больше опасного для батареи сульфата свинца.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW