Мы на маркетплейсах:

Можно ли хранить аккумулятор от машины дома

4.6
7 сентября
12037
Шрифт:
16
Можно ли хранить аккумулятор от машины дома

Автомобильный аккумулятор является химическим элементом питания. В нем постоянно протекает химическая реакция. Она сопровождается процессами преобразования одних веществ в другие. Одновременно выделяется опасный и порой даже ядовитый газ, способный причинить вред здоровью и экологии. К особенностям всех химических батарей относится то, что в ней необратимо разрушаются пластины с образованием сульфата свинца. Основной угрозой являются испарения, а они возникают только в процессе зарядки и нагрева, а если вы рассчитываете купить новую батарею осенью и установить ее на авто только весной, то напрасно выбросите деньги. Каждый аккумулятор имеет срок годности.

Особенности пользования и хранения АКБ

В продаже есть разные автомобильные батареи по номинальной емкости и типу исполнения. Они бывают обслуживаемыми, необслуживаемыми и малообслуживаемыми. Независимо от этого, любые из них нужно покупать, тщательно анализируя год выпуска. За год хранения она теряет часть емкости и потеря существенная. Если АКБ не заряжать и оставить в таком состоянии, в следующем году пластины обрастут сульфатом и восстановить источник будет уже невозможно. Саморазряд имеется у всех типов аккумуляторов, но в разной интенсивности. Самый большой — у сурьмянистых и малосурьмянистых. В 10 раз меньше у гибридных, еще ниже данный показатель у кальциевых, AGM и Gel.

Если вы купили новую батарею, то ее нужно проверить. Сделать это можно элементарно. Сначала нужно полностью ее зарядить от сетевого зарядного устройства на токе 1/10 от емкости, затем, через 12 часов после отключения ЗУ проверить величину напряжения на его клеммах. Оно должно быть не ниже 12,6 В. Если данный показатель меньше, то источник питания уже испорчен. Были нарушены условия хранения, не проводился контроль и своевременная подзарядка.

Требования к условиям хранения и эксплуатации АКБ:

  • нельзя допускать разряд источника питания ниже 40% уровня от номинального значения;
  • каждый месяц простоя нужно контролировать напряжение и выполнять подзарядку для восполнения емкости;
  • клеммы и поверхность крышки всегда должна быть в чистоте, не допускается даже пыль;
  • не доводите батарею до замерзания — если температура на улице понижается до -30 и ниже, то прогрейте мотор и накройте батарею теплыми вещами, лучше заберите ее в теплое отапливаемое место.

Особенности хранения автомобильных аккумуляторов

Классический свинцово-кислотный аккумулятор с жидким электролитом критичен к положению корпуса. Его нельзя наклонять и, особенно, переворачивать, так как есть риск утечки кислоты наружу. Помещение, где находятся батареи на время хранения, должно вентилироваться, так как в старых АКБ кислота испаряется непрерывно, что и объясняется высоким саморазрядом.

Перед хранением у аккумулятора проверяется плотность электролита. Она должна быть не ниже 1,26 г/см3. Напряжения на клеммах от 12,6 В. Некоторые условные эксперты говорят, что для остановки химической реакции нужно слить электролит. Нет, делать это категорически запрещено. Только в том случае, если кислотный раствор замещается борной кислотой, которая нейтральная к свинцу и в реакцию с ним не вступает.

Если батарея новая, то в течение 1 года с момента производства контроль напряжения и подзарядка не требуются. После этого периода каждые 3 месяца делаются контрольные замеры и выполняется зарядка от внешнего ЗУ. Если снять АКБ для хранения в теплом месте нет возможности, то следует отключить массу, и в таком состоянии его можно оставить на 5-12 месяцев. конкретное время зависит от технологии производства источника. Если электролит замещен борной кислотой, то возможно долгое хранение батареи даже при морозе -30 градусов. При размещении в теплом помещении, следует располагать АКБ далеко от нагревателя. Сильный нагрев также приводит к неизбежной сульфатации пластин.

Хранение в квартире

Если автомобильный аккумулятор полностью заряжен, но зимой вы машиной не пользуетесь, то его можно хранить в квартире без риска здоровью. Но важно соблюдать минимальные требования:

  • каждый 2-3 месяца проверять напряжение тестером;
  • выполнять подзарядку при заниженном напряжении;
  • располагать батарею вдали от нагревательной техники;
  • температура хранения должна быть на уровне 5-10 градусов выше ноля, это оптимальное значение, при котором процесс окисления пластин замедляется.

У всех источников питания есть конкретный ресурс, выраженный количеством подзарядок. В классических свинцовых оно не превышает 450 в самых дорогих моделях. У гелевых этот показатель выше 700 раз. Учитываются даже те зарядки, которые проводятся во время хранения. Учитывая указанную информацию о температуре хранения источника постоянного тока, в квартире ему найти место достаточно сложно. На зимний период его лучше опустить в подвал, где температура приближается к 5 градусом ниже ноля, но больше не опускается.

В идеальном случае для сохранности емкости батареи перед началом хранения рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Полностью зарядить батарею — да, это первое, что нужно сделать, так как необходимо растворить образовавшийся на пластинах сульфат свинца и восстановить структуру свинцовых электродов.
  2. Далее, необходимо слить в герметичную емкость кислоту и залить в батарею дистиллированную воду, проведя данную процедуру дважды. Это выполняется для промывки пластин от остатков невостановленного сульфата. Это действие исключает вероятность дальнейшего разрушения пластин батареи.
  3. Чтобы с пластинами ничего за время хранения не произошло, в банки следует залить борную кислоту. Использовать нужно не концентрат, а раствор, содержащий не более 5% кислоты. Она не вступает в реакцию со свинцом и активной намазкой, поэтому батарея гарантировано сохранит свои энергетические показатели во время всего цикла хранения.
  4. Установить батарею в помещение с плюсовой температурой до +20 градусов, но также с борной кислотой не критично хранение и при температуре до -30. В таких условиях химическая реакция не происходит, а раствор не замерзает.

Восстановление работоспособности батареи

После продолжительного срока хранения аккумулятор нужно восстановить. Для этого выполняют следующие действия в строгой последовательности:

  1. Медленно, в течение 20 минут сливают борную кислоту. Это связано с особенностями контакта пластин с кислородом. Им требуется время для привыкания. Спешить здесь нельзя.
  2. Далее, нужно залить в банки новый электролит. Его можно купить или приготовить своими руками. Для этого нужно взять 65% дистиллированной воды и разбавить с 35% серной кислоты.
  3. На следующем этапе необходимо измерить напряжение на клеммах и плотность электролита в банках. Она должна быть на стандартном уровне, 1,24-1,28 г/см3. Измерять рекомендуется не сразу после заправки, а по истечении 40 минут, чтобы источник питания отстоялся, и в нем нормализовались химические процессы.

Важно. Электролит нельзя замораживать. Глубокие низкие температуры приведут к быстрой потере химической активности состава. Особенно опасно замерзание внутри аккумулятора, которое может к тому же привести к разрушению корпуса.

Как сохранить новый аккумулятор?

Если вы приобрели новый автомобильный аккумулятор, но внезапно наступила зима и вы принципиально не эксплуатируете авто в холодный период, то нужно позаботиться о батарее, чтобы ее не пришлось выбросить весной. Неправильное хранение зачастую приводит к дополнительным затратам и покупке очередной АКБ.

Вот несколько рекомендаций для хранения новых аккумуляторов:

  1. Первым делом найдите сухое помещение, а в нем место, куда не падают прямые солнечные лучи. Свет губителен не для заряда, а для корпуса батареи. Под влиянием УФ любой пластик разрушается, нарушается его молекулярная структура, из-за чего корпус может лопнуть.
  2. Перед началом хранения любой автомобильный аккумулятор нужно зарядить. Если емкость не будет восстановлена полностью, на пластинах начнет образовываться сульфат, который оказывает негативное влияние на работу батареи.
  3. Располагать батарею нужно исключительно в горизонтальном положении, стоя на ровной поверхности. Особенно это касается моделей с жидким электролитом. Важно, чтобы пластины полностью были покрыты раствором.
  4. Помещение должно быть темным, повторимся, с естественной вентиляцией, так как у каждой батареи есть саморазряд, сопровождаемый выделением небольшого количества водорода. Больше выделяется газа в процессе зарядки.
  5. Если батарея отработала почти год, необходимо проверять ее энергетические характеристики раз в 2-3 месяца. Аккумулятор неизбежно будет разряжаться по причине неидеальности использованных материалов и влияния внешних факторов.

Сказанное ранее касается всех типов батарей. Классические малосурьмянистые теряют заряд значительно быстрее кальциевых, но вторые также не лишены этого свойства. Не стоит рисковать, лучше позаботиться и правильно подготовить батарею для хранения. Напомним, что напряжение на клеммах батареи без подключения нагрузки должно быть не ниже 12,6 В. Если оно упадет на 0,1 В, то это указывает на отсутствие заряда как минимум 1 месяц. Для сохранения работоспособности любой новой АКБ, температура в помещении не должна быть более 15 градусов и ниже 0. Помним, что даже самый низкокачественный электролит начинает замерзать при -20 градусов, но отдаваемая мощность падает существенно.

В зависимости от типа батареи ее можно хранить на протяжении различного времени без подзарядки:

  • с сухим электролитом — не более 3 лет;
  • малосурьмянистые — не более 12 месяцев;
  • кальциевые — не более 18 месяцев.

Хранение батареи при минусовой температуре

Многие автолюбители волнуются по поводу оставленного в авто аккумуляторе на время длительной стоянки зимой. И тому есть реальная причина. Если электролит замерзнет, такую батарею уже восстановить будет невозможно. Критическая температура начинается от -30 градусов для всех АКБ и от -40 для специальных типов. Но хранение — это одно дело, другое эксплуатация в таких неприемлемых условиях. Пользоваться источником постоянного тока при -30 не рекомендуется. Лучше воспользоваться общественным транспортом, чем мучить свой аккумулятор.

Все же, хранить при минусовой температуре батарею можно, но для этого нужно произвести соответствующую подготовку:

  1. Сначала источник нужно полностью зарядить, чтобы восстановилась плотность электролита.
  2. Если батарея не снимается с авто, то нужно изолировать ее теплоизолирующим материалом, предварительно отключите минусовую клемму, чтобы исключить разрядку через бортовую сеть.
  3. Хорошо укрыть батарею еще в теплом состоянии ватным одеялом. Это не согреет источник, но предотвратит его перемерзание. Греется он самостоятельно от протекающих внутри процессов.

Соблюдайте все указанные требования, и ваша батарея порадует своим бодрым стартом весной, когда температуре поднимется к нолю и выше градусам. Перед началом эксплуатации полностью зарядите его, чтобы он был полностью восстановлен. Обязательно сделайте это, иначе источник быстро выйдет из строя и вы его потеряете.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW