Мы на маркетплейсах:

Как узнать емкость аккумулятора?

20 декабря
1413
Шрифт:
16
Как узнать емкость аккумулятора?

Покупая аккумулятор для автомобиля, нужно обращать внимание на его емкость. Это энергетический параметр, указывающий на продолжительность работы источника тока. Для каждой модификации ДВС АКБ выбирается определенной величины емкости, и это важно, потому что источник с меньшим ее значением прослужит весьма недолго. Каждый производитель авто всегда указывает в паспорте рекомендуемый аккумулятор, его пусковой ток и емкость. Использовать устройство с меньшими параметрами нельзя, как и слишком энергоемкий — по техническим причинам.

Что такое емкость АКБ и как ее измерить?

Емкость автомобильного аккумулятора представляет собой физическую величину, которая отражает количество запасенной энергии, выражаемое в А/ч, то есть, как долго он сможет поддерживать заданную величину тока. Этот показатель часто является определяющим при выборе батареи. Чем она выше, тем больше источник тока способен работать. Кроме этой характеристики аккумулятор также обладает следующими параметрами:

  1. Полярность. Определяет расположение положительной и отрицательной клемм. Может быть прямой и обратной.
  2. Пусковой ток холодного старта. Эта характеристика указывает на максимальную силу тока, которую способна дать батарея.
  3. Габариты. От них напрямую зависит величина емкости и пускового тока. Чем больше аккумулятор, тем и больше энергии он способен в себе запасти. Заряд зависит от геометрических параметров электродных пластин, имеющихся в составе АКБ. Если вы захотите увеличить емкость батареи, то учтите, что размеры батареи могут быть больше.

Какой бывает емкость?

Этот параметр указывается в паспорте на авто. Если его найти не удается, она обязательно будет проставлена самим изготовителем источника постоянного тока, поэтому выбор осуществляется по марке авто. Смотрите на этикетку, там будет подобная информация. Она зависит от объема ДВС, так как для его запуска потребуется разный пусковой момент. Чем больше мотор, тем и больше требуется энергии для его старта. Например, для пуска литрового ДВС достаточно установить АКБ 35 А/ч, но для запуска 2 л потребуется не менее 70 А/ч. При необходимости и в пределах фактических габаритов емкость можно незначительно увеличивать с 70 до 75 А/ч, но не более.

Срок службы батареи

Как выбрать аккумулятор для машины? Обычно его покупают по ряду признаков и популярности. Например, в европейской части России больше котируются батареи западных производителей. В центральной части автолюбители покупают отечественные, поэтому можно прочесть пару десятков отзывов и выбрать АКБ. Даже хороший аккумулятор со временем изнашивается. Каждый производитель указывает эффективный срок службы элемента питания в характеристиках, но только в виде гарантийного срока. Он бывает разным. У недорогих моделей — 3 года, у средних достигает 5 лет. Рассмотрим актуальные сроки службы аккумуляторов, в зависимости от типа технологии их производства:

  1. Бюджетные свинцово-кислотные — 3-4 года.
  2. Дорогие свинцово-кислотные, с легированием кальцием — не более 5 лет.
  3. EFB — до 6 лет.
  4. AGM — до 10 лет.
  5. GEL — до 12-13 лет.

Выбор зависит от финансовых возможностей, так как цена очень сильно отличается от технологии к технологии.

Указанные в списке сроки очень расплывчаты, потому что в реальности они могут оказаться меньше. И самое неприятное, что не всегда можно понять, когда аккумуляторная батарея автомобиля вышла из строя и требует замены. В машине есть много потребителей электрической энергии, поэтому быстро назвать причину ускоренной разрядки источника невозможно. Чтобы исключить поломки в оборудовании, можно измерить емкость аккумулятора, но как это сделать? Выбор дорогой АКБ снизит риски, но не исключит их полностью, так как технология производства могла быть нарушена, из-за чего батарея разряжается быстрее.

Методы измерения

Емкость — важный параметр источника постоянного тока. Она определяет срок работы АКБ под нагрузкой, но бывает так, что она снижается или быстро падает. Чтобы это подтвердить, ее необходимо измерить. Существуют как минимум два способа (в обоих случаях результат должен быть примерно одинаковым):

  1. Не снимая устройство с авто, замерить емкость и прочие параметры. В продаже есть универсальные приборы, которые измеряют фактическую величину тока при подключении эталонной нагрузки, а затем пересчитывают на время, в течение которого ток будет неизменный. На индикаторе отображаются данные в удобной форме. Измерения продолжаются до состояния разряда батареи, о котором будет говорить напряжение на клеммах в 10,8 В.
  2. Можно воспользоваться обычным мультиметром и произвести такие же измерения при неизменной величине тока. Для ускорения процесса можно подключить нагрузку с меньшим сопротивлением. Контролировать ток нужно до падения напряжения на указанную ранее величину.

Промышленные приборы хороши тем, что они предоставляют больше возможностей. В обоих случаях снимать с авто АКБ не придется, и нет в этом надобности, но от бортовой сети обязательно нужно отключить.

Промышленные приборы для измерения

Чтобы знать, нужно покупать новый аккумулятор или нет, стоит сначала измерить емкость старого. Может, он еще вполне хороший и проработает год-другой? Выяснить это можно при помощи тестера. В продаже есть много моделей, но больше всего популярны следующие марки:

  • Foxwell BT100Pro;
  • EBC-A10H ZKEtech;
  • ZH-YU ZB206+;
  • JUNTEK VAT1100.

Многие модели можно подключить к ПК или мобильному устройству для переноса данных. Какой прибор выбрать, зависит от суммы, которую вы можете потратить. В среднем, тестеры для измерения параметров аккумулятора автомобиля стоят от 1500 до 3000 рублей.



Измерение при помощи мультиметра

Также можно купить самый дешевый прибор за 2 $ и измерить емкость с его помощью. Для подобных задач любое устройство будет хорошим, потому что нам важно засечь момент, когда напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля опустится до 10,8 В. Также стоит измерить и начальный ток разряда, так как его величина важна для расчета.

Если у вас есть универсальный цифровой мультиметр, перед началом измерений его нужно правильно настроить, переключив в нужный режим работы. На приборе есть поворотный переключатель, с помощью которого и выполняется настройка. Действуйте следующим образом:

  1. Найдите лампочку накаливания на 12 В, которая будет выполнять нагрузку. Пара таких ламп даст нам 10-12 А тока.
  2. Подключите лампы к батарее и измерьте ток их потребления тестером.
  3. Также измерьте и зафиксируйте напряжение на автомобильной батарее. В нормально заряженном состоянии оно должно быть не менее 12,7 В. Если ниже — аккумулятор для авто не заряжен полностью или он быстро разряжается даже без нагрузки.
  4. Установите таймер и подключите нагрузку к батарее.
  5. Когда напряжение упадет до 10,8 В, отключите нагрузку и остановите таймер.
  6. Вы будете знать ток разряда и время, за которое аккумулятор полностью разрядился. Останется только перемножить полученные данные — например, 12 А на 3,5 часа, получаем 42 А/ч. Если в новом состоянии на батарее было указано 55 А/ч, это говорит о снижении более чем на 15% — очень много. Такая разница обычно в элементах питания, которые отработали 2-4 года и эксплуатировались на морозах. Он еще считается хорошим, но заряжать нужно будет чаще.

У многих автолюбителей возникает вопрос: а можно ли увеличить емкость аккумуляторной батареи, если она снизилась? Нет, восстановить ее до начального значения нельзя. Каждый аккумулятор обладает такими параметрами, как саморазряд и потеря емкости. Это физические явления, зависящие от нескольких факторов. На них могут повлиять:

  • отрицательные температуры;
  • длительное нахождение в разряженном состоянии;
  • регулярный недозаряд;
  • частые циклы заряд/разряд.

Все перечисленное приводит к сульфатации пластин — на них образуются белые диэлектрические отложения, препятствующие нормальному передвижению электронов между ячейками. Также постепенно происходит высыпание пластин, что приводит к снижению емкости. Восстановить ее можно специальной технологией зарядки только тех батарей, в которых наблюдается сульфатация на начальной стадии, когда слой еще не слишком толстый. Как это реализовать?



Существует технология зарядки импульсными токами высокой величины. При подаче мощного разряда ток лавинно протекает по всем пластинам и нагревает их — это приводит к обсыпанию сульфата. Процесс длится достаточно долго, плюс нельзя угадать, произошло именно обрастание сульфатом или разрушение активной пасты, так как во втором случае также наблюдается заметное снижение емкости.

Чтобы сделать выбор между покупкой новой или оценки старой АКБ как еще хорошей и работоспособной, нужно сопоставлять два фактора — фактическую емкость и годы эксплуатации. Если недорогой аккумулятор отработал на вашем авто 4-5 лет, даже проводить какие-либо измерения нет смысла. Он выработал свой эффективный срок, и не стоит тратить время на измерения. Если батарея проработала пару лет, а емкость упала — проблема, скорее всего, в оборудовании вашего автомобиля. Стоит провести диагностику и устранить причины быстрой разрядки или недостаточной зарядки. Часто причиной становится нерабочий генератор.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW