Мы на маркетплейсах:

Как проверить пусковой ток аккумулятора?

6 декабря
1884
Шрифт:
16
Как проверить пусковой ток аккумулятора?

Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой невозможности пуска двигателя по причине низкого заряда АКБ. Обычно это происходит через 3-5 лет службы батареи, потому что она обладает именно таким эффективным сроком эксплуатации. Со временем падает емкость и заметно снижается крутящий момент. В итоге полностью заряженный источник позволяет завести двигатель всего пару раз. Как измерить пусковой ток аккумулятора и выяснить, годен он еще или нет? Поговорим об этом и определимся с некоторыми понятиями.

Что такое пусковой ток?

У каждого аккумулятора есть такая характеристика, как величина пускового тока. Она определяет максимальный крутящий момент стартера при холодном запуске ДВС. Значение, которое указано на АКБ, измеряется специальным прибором на заводе-изготовителе и является начальным или стартовым. С каждым годом этот параметр будет уменьшаться, одновременно будет изменяться в меньшую сторону и емкость батареи.

Пусковой ток измеряется в силе тока в амперах, которую способна обеспечивать АКБ в текущий момент, потому что потом она будет падать из-за потери заряда. Контроль этого параметра осуществляется в определенных условиях — а именно, при температуре -18 градусов. Такие тесты позволяют получить объективную оценку батарее и ее возможностей. По этой причине на аккумуляторных источниках питания при относительно одинаковой величине емкости пусковой ток отличается то вверх, то вниз.

От чего зависит пусковой ток

Этот параметр аккумулятора формируется на стадии производства АКБ. Она представляет собой химический элемент питания, в котором есть обкладки и активная паста, удерживающая заряд. Сила тока будет больше при увеличении площади электродных пластин, то есть между ними проходит большее количество заряженных электронов. Но всему есть предел, потому что от тока напрямую зависит и напряжение аккумулятора. Чем больше пар электродов, тем выше и напряжение. Вся батарея состоит из 6 банок (структур с парами электродов), каждая из которых выдает по 2 В.



Если напряжение зависит от количества ячеек, то ток — от их габаритов. Обратной характеристикой этой величины является внутреннее сопротивление АКБ. Размер батарей стандартизирован для каждого автомобиля, зависит от объема ДВС. Для авто с моторами до 2 л используются источники длиной от 175 до 242 мм. Высота у всех составляет 175 мм, а ширина может быть двух типоразмеров: 175 и 190 мм. С более мощными ДВС устанавливаются батареи длиной 353 мм. Всего известно чуть более 20 стандартных типоразмеров. И при этом типоразмере источник имеет ограниченный пусковой ток.

Этот параметр не прямо пропорционален габаритам и емкости. Например, АКБ 44 А/ч обладает током холодного пуска 440 А, а источник 60 А/ч — 540 А. Это свойство указывает на разность технологий при производстве батарей:

  • габаритные параметры электродных решеток — размеры, толщина прутков;
  • тип материала активной пасты и сплава;
  • состав электролита и прочие.

Пусковой ток в разных стандартах

Производители применяют 3 стандарта:

  1. EN — это общепринятый европейский стандарт измерения. Он определяется при глубокой низкой температуре -18 градусов в течение 10 секунд. В таких условиях и за указанное время напряжение не должно понижаться ниже 7,5 В. Проверка или тест выполняются в 2 ступени: сначала с максимальным током разряда, а затем — 60% от максимального, но в течение 73 секунд при тех же условиях.
  2. DIN — данный стандарт принят в Германии. Он похож на европейский, но только напряжение не должно проседать менее 9 В, а время воздействия разрядного тока — 30 секунд. В связи с этим на одной и той же АКБ значения при одинаковой емкости будут отличаться. Например, батарея с 600 А по EN соответствует 350 А по DIN.
  3. JIS — это японский стандарт. Он заключается в двойном испытании токами 150 и 300 ампер при температуре -15 градусов. Для внешнего рынка батареи выпускаются по стандартам EN.


Как определить пусковой ток автомобильных АКБ?

Этот параметр является показательной величиной, характеризующей мощность АКБ. Чем он выше, тем больший крутящий момент развивается в стартере. Особенно он важен для тех случаев, когда автомобиль эксплуатируется в холодном климате, потому что отрицательные температуры приводят к снижению емкости, а, следовательно, уменьшается и сила тока.

Обычно необходимость измерить пусковой ток возникает в тот момент, когда батарея уже разряжена и не способна вращать стартер с нужной силой, поэтому сравнить его с новым состоянием не удается. Причина отчасти заключается в том, что произвести измерения простым мультиметром этой характеристики невозможно. У всех бытовых моделей максимальный предел не превышает 20 А. Более того, даже профессиональный мультиметр вряд ли фиксирует значения более 30 А. Здесь нужно использовать другой прибор.

Учитывая, что провести измерения аналогично заводским условиям проблематично, можно использовать специальный прибор для определения пускового тока аккумулятора. С его помощью вы получите объективную оценку о состоянии источника питания, по которой можно судить, стоит ли его дальше эксплуатировать или пора заменить на новый.

В продаже есть такое устройство, как цифровой анализатор АКБ. Оно представляет собой прибор в небольшом корпусе, который снабжен очень мощными соединительными проводами и крокодилами для присоединения к клеммам батареи. Конструктивно аппарат оснащен мощным сопротивлением, схемой измерения и управления. На передней панели есть экран, на котором отображаются контролируемые характеристики АКБ. В отличие от заводских условий, тест проводится при обычной температуре и без выдержки тестового времени 10 секунд. Соответственно, с его помощью вы получаете только лишь объективную характеристику. В крайнем случае, если батарея по такому устройству выдает большой пусковой ток, равный паспортному значению, она еще прослужит. Если величина силы тока заметно ниже — это плохой знак, батарея уже не годится для использования.



В магазинах предлагают следующие модели тестеров:

  • RockForce RF-8311 с возможностью контроля тока до 1400 А;
  • Forsage F-8309 — им можно измерить до 500 А;
  • Вымпел ВА101/3126 — измеряет ток и напряжение до 15 В, мультиметр для тестирования АКБ.

Упрощенный прибор для тестирования АКБ называется нагрузочной вилкой. Внутри имеется мощное сопротивление до 0,08 Ом, при подключении которого возникает ток, практически равный короткому замыканию.

Необходимо правильно пользоваться прибором. Время измерения не должно превышать 2-3 секунды. Величина тока будет составлять 150-200 А. Тест заключается не в контроле тока, а в измерении падения напряжения при указанной величине. Оно не должно уменьшаться менее 9 В. Если падает, батарею пора заменить.

Проще судить по сроку службы и стоимости АКБ. Если у вас установлен бюджетный источник тока, который проработал на автомобиле 3 года, то и сомневаться не стоит. Эта батарея истощила свой эффективный ресурс. Можно продлить ее работу еще на год принудительной зарядкой от внешнего устройства, но при минусовой температуре ток будет падать. Проверка актуальна в том случае, если батарея отработала всего пару лет при заявленных 5-6 годах.

Необходимо понимать, что фактический ток зависит от сопротивления цепи. Неважно, какой величины батарею вы взяли, стартер больше не возьмет. Всегда действует закон Ома. Но если АКБ не способна дать нужный ток или сильно разряжена, в таком случае его сила будет меньше и в цепи, потому что увеличилось внутреннее сопротивление источника. Опять же, действует закон Ома.

Точность и актуальность измерений

Если вы сомневаетесь в надежности своей АКБ, можно воспользоваться тестером для замера тока холодного запуска двигателя. Только учтите, что вы получите отличающееся значение от паспортной величины, потому что измерения проводите совершенно в других условиях. Для получения более точного параметра температура должна быть тестовой, то есть -18 градусов, и проводить измерение нужно в течение 10 или 30 секунд, в зависимости от стандарта EN или DIN.

Обратите внимание, что тестеры от разных производителей вполне могут показывать разные пусковые токи. Например, показания приборов «Автоэлектроника» Н-2005 и Bosch BAT-131 будут отличаться почти в 100 ампер, соответственно, будет разной и погрешность. Но большая цифра совсем не говорит о том, что АКБ исправна. Стоит понимать, что если батарея изношена, то такой тест добьет ее или ускорит выход из строя. Процесс аналогичен вращению стартера с малым сопротивлением обмоток.

Чтобы не высадить АКБ преждевременно, рекомендуется сначала проверить все цепи нагрузки в своем авто. Если генератор в норме, КЗ нигде нет и стартер крутит от другой батареи, тогда есть смысл проверить батарею тестером и получить объективную оценку ее состояния.


Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Оцените статью:
Поделитесь материалом в соцсетях:

Преимущества покупки аккумулятора AKBMOSCOW