Подбор
по авто
  • Легковые
  • Грузовые
  • Автобусы
Подбор по
производителям

Как понять, что аккумулятор в автомобиле пора менять

Автомобильный аккумулятор постепенно изнашивается. Он работает за счет постоянного протекания химической реакции, в результате которой мы получаем из нее ток и заряжаем, восстанавливая емкость. В идеальном случае, все, что он потратил, должен получить обратно, но это не сосуд с водой. Из-за неидеальности химических процессов, состава электродных решеток и непостоянства потребления батарея изнашивается, а свинцовый сплав разрушается. Не существует идеальной батареи, которая отдала энергии столько же, сколько и приняла. Всегда есть разница и порой существенно большая. Из-за этого он выходит из строя и часто намного раньше срока, который был указан производителем.

Средний срок жизни разных типов аккумуляторов

Каждый производитель указывает в паспорте на свой аккумулятор средний срок жизни батареи. Его величина зависит от типа источника и технологии его производства:

  • малосурьмянистые — работают по 3-4 года, в отдельных случаях смогут протянуть до 5 лет;
  • гибридные и кальциевые — служат по 4-7 лет;
  • AGM — смогут протянуть до 8 лет;
  • GEL — максимальный зафиксированный срок службы АКБ такого типа составляет 10 лет, в отдельных ситуациях он работает до 12.

Срок службы батареи зависит от технологии ее производства. В малосурьмянистых основная проблема заключается в разрушении активной намазки на решетках, так как в их конструкции нет удерживающего состава. Сам процесс разрушения неизбежен, поэтому с этим нужно мириться. В батареях возможно такое состояние, как короткое замыкание в одной банке, потому что пластины не изолированы между собой стекловолоконным материалом.

В аккумуляторах GEL вместо жидкого электролита используется густая желеобразная масса из оксида кремния. Он перемешан с электролитом, образуя единое вещество. Густая масса заполняет все пространство между пластинами, что обеспечивает надежный контакт вещества с решетками, и как следствие, хороший ионный обмен между средами. Так как основной причиной окончания срока службы является разрушение пластин, то в таких батареях причиной чаще выступает коррозия электродов в свинцовой среде, так как активная паста если и отслоится от свинцового сплава, она все равно останется в контакте с металлом и будет продолжать выполнять свои функции.

Основные причины сокращения срока службы

Существует несколько причин сокращения срока службы автомобильного аккумулятора. Рассмотрим их подробнее:

  1. Нарушение правил эксплуатации. Не всегда автомобильный аккумулятор эксплуатируется верно. Например, малосурьмянистый, гибридный и кальциевый нельзя устанавливать на водный транспорт. Также запрещено ставить кальциевую батарею на старый автомобиль, у которого в бортовой сети наблюдаются сильные энергетические перепады. В таком режиме батареи быстро разрушатся, срок службы может сократиться вдвое.
  2. Недостаточный уровень заряда. Для любого аккумулятора важно сократить время между разрядом и зарядом. Как только источник питания разрядится, то его сразу же нужно восстановить. Причина кроется в образовании на пластинах сульфата свинца в результате разряда. Налет еще совсем рыхлый, поэтому подключением тока и движением зарядов в обратном направлении он растворяется и электролит очищается. Восстанавливается общая работоспособность источника питания. Если уровень заряда регулярно низкий, то соль затвердевает, и свободная площадь пластин уменьшается. Это приводит к потере части емкости.
  3. Частые перегрузки и быстрая разрядка. Если ваш аккумулятор быстро разряжается, потому что используется не тот, который должен быть по паспорту с меньшей емкостью, то он будет быстро истощаться. Важно помнить о количестве циклов заряд/разряд. У малосурьмянистых он составляет до 300 при условии разряда на 100%, то есть на клеммах АКБ напряжение ниже 11 В.
  4. Низкое качество батареи или ее отдельных компонентов. Батарею невозможно проверить сразу после ее изготовления. Это реально только в процессе эксплуатации, поэтому один прекрасный момент, как правило, в конце теоретического срока службы, напряжение падает до 10,5 В или даже ниже. Это говорит о присутствии короткого замыкания в одной из банок. Такое возможно только в малосурьмянистых АКБ, так как в остальных используются улучшенные сепараторы.

Признаки износа автомобильного аккумулятора

Определить, что аккумулятор изношен, можно только после некоторых исследований. Рассмотрим основные ситуации:

  1. Батарея не крутит стартер. Это общая проблема, потому что причин ей может быть много. Например, в бортовой цепи присутствует проблема, из-за которой заряд батареи постоянно тратиться впустую и к моменту запуска его уже нет. Эта ситуация не является доказательством износа батареи. Необходимо произвести диагностику: измерить ток утечки при выключенном зажигании, когда все-таки заведется ДВС произвести контроль напряжения при работе мотора на холостом ходу и во время перегазовки. Если все в норме, но заряда все равно не хватает, то стоит заменить аккумулятор.
  2. Батарея не заряжается и при первой попытке не способна прокурить маховик стартером. Если пластины покрыты сульфатом и батарея в таком состоянии пробыла достаточно долго, то восстановить ее будет крайне сложно. Такое наблюдается у многих автолюбителей, которые зимой не эксплуатируют автомобиль. За время простоя в условиях низкой температуры батарея деградировала. Восстановить ее будет крайне сложно, но если напряжение выше 11 В, то возможно.
  3. Конец паспортного срока службы. Например, для малосурьмянистых производители ставят срок 3-4 года, поэтому на 5-ом году жизни АКБ пытаться восстановить источник питания бессмысленно. Его лучше разобрать на свиней и купить новый.
  4. Частое закипание при зарядке. В процессе восполнения заряда АКБ происходит реакция гидролиза воды. Пока заряд еще накапливается, температура воды держится повышенной, но не приводит к закипанию. Если ЗУ не отключить и продолжить принудительно пускать ток в клеммы источника, то вода закипает. Это приводит к обратному процессу — разрушению пластин. Достаточно всего пары закипаний и батарею нужно будет менять. Часто закипать он может только в том случае, если из-за сульфатации он уже потерял часть емкости. Автовладелец продолжает выжидать положенное время зарядки, которое не имеет автоматического режима отключения.
  5. Аккумулятор быстро разряжается. Если площадь контакта пластин уменьшилась из-за образования слоя сульфата, то батарея будет быстро заряжаться и точно также быстро разряжаться. Ее хватит буквально не несколько попыток запуска мотора и больше тянуть не будет. Восстановить утраченную емкость крайне сложно.
  6. Вздутие корпуса аккумулятора. Он производится из прочного полимерного материала, но при возникновении внутреннего избыточного давления способен раздуваться. Происходит это только в том случае, если пластины уже не берут заряд. Плюс ко всему, засорен канал для отвода излишек газа. В каждой батарее имеется такой для поддержания внутреннего давления на нормальном уровне.
  7. Течь кислоты в зоне выхода токосъемных клемм. Признаком образования утечки является возникновения окислов на свинцовом выводе зеленого и белого цветов в виде мохнатых хлопьев. Устранить течь невозможно, потому что никакой клей не выдержит влияния кислоты. Она обязательно образуется вновь, и проблемы повторяться.

Методы проверки АКБ перед заменой

Если вы сомневаетесь, что вышел из строя аккумулятор, то его можно проверить. Существует несколько способов выполнения этого действия:

  1. Проверка напряжения на клеммах. Произвести ее можно встроенным вольтметром или мультиметром. Для получения более объективной о состоянии батареи, перед проверкой ее следует полностью зарядить, затем, произвести измерения напряжения через 12 часов простоя. Если напряжение будет приближаться к 12 В, то это говорит о слишком большой саморазрядке. АКБ негоден для эксплуатации. Напряжение должно быть не менее 12,6 В.
  2. Проверка плотности электролита. Объективным методом диагностики батареи является измерение плотности электролита, но произвести такую процедуру сможет специалист или сам владелец при наличии ареометра. Прибор стоит недорого, но покупать его ради измерения параметров одной батареи, нецелесообразно. При температуре от +15 до +25 градусов плотность у нормального источника питания с полным зарядом должна быть в пределах 1,24-1,28 г/см3. Со временем она обычно падает, так как кислота вступает в реакцию и разлагается на вторичные компоненты. Если уровень занижен, то нужно добавить кислоту, если плотность завышена, но не хватает воды, то дистиллят.
  3. Проверка уровня кислотного раствора. Если нет ареометра и перед зарядкой обязательно проверьте уровень кислоты. Для этого нужно воспользоваться неметаллической палочкой. Вскройте крышки во всех банках и опустите внутрь палочку. По мокрому пятну определите толщину слоя жидкости над пластинами. Он должен быть 1,5-2 см. Это можно провести с малосурьмянистыми и гибридными АКБ. Кальциевые источники питания не имеют крышек, которые можно открутить для доливки жидкости, но есть индикатор заряда поплавкового типа. При 100% заряде он должен быть зеленым.
  4. В малосурьмянистых и гибридных батареях одновременно с проверкой уровня жидкости также можно проанализировать состояние пластин на предмет образования белого налета. Это не что иное, как сульфат свинца, который представляет собой соль. Она выступает в качестве диэлектрика. Если он будет находиться на пластинах достаточно долго, емкость батареи сильно упадет.

Испытание батареи нагрузкой

Для подтверждения износа аккумулятора, его можно испытать нагрузкой. Существует три варианта:

  1. После полной зарядки через 12 часов включают фары на 30 минут. По истечении этого времени пытаются завести мотор. Если ДВС запустится, батарею можно считать нормальной.
  2. При помощи нагрузочной вилки. Это специальный прибор со встроенным вольтметром, при помощи которого измеряется напряжение и ток под нагрузкой. В качестве последней выступает мощный резистор с сопротивлением, равносильным одновременному включению всех фар. Замер выполняется в течение 5 секунд. Напряжение на хорошем АКБ падает до 11 В, на подсевшем до 10,5 В. Если оно упадет значительно ниже, то батарею подлежит замене.

Также можно измерить внутреннее сопротивление, рассчитать емкость и прочие параметры. Но эти действия не будут иметь никакого смысла, так как все выполненные ранее тесты покажут состояние батареи. Если она плохая, то они будут занижены. Самый объективный тест — это попытка запуска мотора после зарядки и 12-часового простоя.


 

Возврат к списку