Подбор
по авто
  • Легковые
  • Грузовые
  • Автобусы
Подбор по
производителям

К чему приводит использование АКБ неправильной мощности

Автопроизводители устанавливают аккумуляторы предельной энергоемкости. Параметры источника питания рассчитываются строго в соответствии с требованиями для нормально запуска ДВС. Но они исходят из того, что генератор должен полностью восстанавливать утраченный после прокрутки заряд. Фактически, вы совершили поездку на расстояние 5-10 км, что соответствует среднестатистическому гражданину, который каждый день ездит на работу. Батарея была немного подсажена, и за такой пробег она теоретически должна полностью зарядиться от генератора. Это происходит в идеальной ситуации, но в реальности все не так радужно.

Теоретические и практические данные

На самом деле, из-за многих внешних и внутренних факторов заряд не восстанавливается на 100%. Практически всегда его небольшая доля остается невосполненной. Это со временем приводит к истощению батареи, и она выходит из строя раньше заявленного срока. Чтобы заряд восстанавливался полностью, необходимо соблюдение следующих условий:

  • постоянная и неизменная температура окружающей среды;
  • заряд растрачивается равномерно и в одинаковой степени каждый день;
  • цепь зарядки автомобиля исправна и работает правильно;
  • автомобильный аккумулятор не изношен и пластины равномерно накапливают заряд.

Из всех представленных условий ни одно не соблюдается в реальности. Температура всегда разная, сегодня +34 градуса, завтра она падает до +25 градусов. Зимой опускается до -30 и даже еще ниже. Сам источник питания с каждым днем неизбежно деградирует, потому что он представляет собой химический элемент питания. Внутри него неизбежно протекает реакция, разрушающая решетки и активную намазку на них. Аналогичное касается и схемы заряда автомобильного аккумулятора. В генераторе стачиваются токосъемные кольца, изнашиваются щетки, подшипники, пробиваются p-n переходы в полупроводниковых компонентах.

Дополнительное оборудование

Кроме негативных факторов, которые неизбежно ведут к потере энергетической емкости источника питания, следует отнести также необходимость установки дополнительного оборудования. Например, многие автолюбители решают оснастить свой авто мощной акустической системой. Для ее работы нужно больше энергии или дополнительную оптику, прожектор на крышу для бездорожья и приключенческих поездок. Для всего этого требуется дополнительная энергия. Тогда возникает вопрос, а можно ли увеличить емкость АКБ?

Ответ на этот вопрос стоит искать в паспорте на ваш автомобиль, а точнее, в характеристиках генератора. Но не стоит полагать, что вы найдете идеальный вариант на любой случай. Всегда есть подводные камни, с которыми регулярно придется сталкиваться.

Размеры штатного пространства

Первое, во что упрется автовладелец при установке более энергоемкого аккумулятора — габариты штатного пространства. Каждый производитель предусматривает небольшой запас для возможности изменения характеристик батареи. Как правило, он представлен в пределах 1-1,5 см по длине и 1 см по ширине. Изменение длины АКБ может привести к увеличению ее емкости на 3-5 А/ч. Такой прирост дает много преимуществ тем, кто нуждался в дополнительной энергии для:

  • прослушивания музыки на пляже;
  • включения более мощного осветительного оборудования;
  • подключения к бортовой сети каких-то специальных или бытовых приборов через преобразователь.

Важно. Если вы увеличите расход энергии от аккумулятора во время простоя автомобиля, то нужно также увеличить дальность поездок на крейсерской скорости. Более продолжительная работа генератора обеспечит возврат утраченной энергии обратно в источник, и он за время поездки полностью зарядится. Можно просто стоять на месте, нажимая на педаль газа для поддержания высоких оборотов более 2000 тыс. об/мин.

Для 1-2 заводок двигателя в зимнее время требуется столько энергии, сколько получит аккумулятор при езде в течение 60-120 минут на крейсерской скорости. Соответственно, если вы потратите больше энергии с батареи, то первые 2 часа езды генератор восполнит только тот заряд, который ушел на запуск ДВС, а остальное время на работу подключенных устройств. Это нужно учитывать, если вы решите установить более энергоемкий источник питания.

Установка АКБ с меньшей емкостью

Если вы установите батарею с меньшим значением емкости или мощности, то она будет быстрее разряжаться, но и заряжаться она также будет быстро. Нормальный ток заряда у малосурьмянистых АКБ составляет 10% от емкости источника питания. Следовательно, для зарядки батареи 50 А/ч из состояния полного разряда, на клеммах в холостом режиме менее 11 В, потребуется 10 часов. А для батареи 60 А/ч при том же токе заряда — на 2 часа больше.

Вот тут стоит вспомнить о количестве циклов заряд/разряд. Речь идет именно о полных или суммарных режимах. Например, батарея была полностью заряжена, но после множества безуспешных попыток старта мотора она разрядилась. Вы поставили ее на зарядку и восстановили емкость. Это один цикл. Если она для полного восполнения заряда заряжалась всего 2 часа, то это еще не полный цикл. До его окончания нужно заряжать батарею еще как минимум 8 часов. Количество возможных циклов зависит от уровня заряда и технологии производства АКБ. Если на клеммах 10,5 В, то это состояние полного разряда. В таком случае цифры будут следующими:

  • малосурьмянистые — до 250;
  • кальциевые — до 300;
  • AGM — до 400;
  • GEL — до 500;
  • Li-pol — до 1000.

Если производитель на батареи AGM-типа указал 600 циклов заряд/разряд, то это говорит о том, что должно сохраняться условие разряда батареи не более чем на 50%. В таком случае это будут короткие циклы.

Установка с большей емкостью и пусковым током

Если вы решите установить батарею с большей емкостью, но не изменяете потребление и дальность поездок, то генератор будет отдавать в нее, то же количество энергии. Так как емкость выше, то процент разряда меньше по сравнению со старой батареей, количество циклов увеличивается и срок службы тоже. Если было увеличено потребление, но генератор регулярно не заряжает АКБ на 100%, то недостающая часть вскоре будет и вовсе недоступна. Часть сульфата свинца всегда будет оставаться на пластинах и засорять их. Фактически, отдав за батарею вдвое больше за увеличенную емкость, через 1 год эксплуатации вы получите источник с той емкостью, с которой был у вас до замены. Чтобы продлить срок службы более мощной батареи, увеличивайте пропорционально протяженность поездок или принудительно заряжайте АКБ от ЗУ.

Вот еще один фактор. Если с увеличением мощности АКБ вы значительно увеличили расход электричества из бортовой сети, то ток зарядки также растет. Раньше был 5 А, а стал 6 А. Выросла нагрузка на стабилизатор и генератор, но она по прежнему остается в пределах возможностей, если использованы качественные запчасти на вашем авто.


 

Возврат к списку