Любой автомобильный аккумулятор независимо от технологии производства время от времени выходит из строя. В среднем, его срок службы составляет от 3 до 7 лет в зависимости от типа. Для малосурьмянистых этот показатель крайне редко превышает 3 года, а для AGM, и тем более, GEL он может быть намного больше. Невзирая на это, каждый автолюбитель мечтает как можно реже покупать его, поэтому довольно остро стоит вопрос о том, как эксплуатировать новый аккумулятор, чтобы он прослужил как можно дольше? Рассмотрим несколько правил и дадим простому обывателю несколько практических советов по продлению жизни источнику питания на своем автомобиле.
Причины покупки нового аккумулятора
Первое, с чем следует разобраться, это причины, из-за которых пришлось приобрести новый автомобильный аккумулятор. Существуют как критические, так и не очень, но нужно сделать правильный анализ, чтобы новая батарея прослужила действительно долго:
- Проверить ток утечки. Это частая проблема, из-за которой быстро выходят из строя любые автомобильные аккумуляторы. Если он больше 80 мА, то источник питания разрядится за несколько дней. Нормальным считается значение 30-50 мА. Если оставляете автомобиль на долгое время, например, на 5 и более дней, то лучше отключить массовый провод от АКБ. Тем самым предотвратив ненужные растраты энергии.
- Неисправность генератора. Если ваш старый аккумулятор еще как-то работает, то проверьте цепь заряда. При заведенном моторе напряжение на клеммах АКБ должно быть выше 13 В. На повышенных оборотах напряжение должно увеличиваться до 14,4 и более В. Если таких напряжений нет, то есть проблемы с генератором.
- Короткое замыкание в цепи. Проверьте целостность всех проводов. Бывают случаи, когда рядом находящиеся повреждаются и начинаю периодически замыкать в процессе вибрации мотора. Это и вовсе опасные режимы для работы батареи.
- Естественный износ аккумулятора и разрушение пластин из-за долгого простоя в разряженном состоянии.
Манипуляции с новым аккумулятором
Вы проверили всю электрику и произвели диагностику, тогда смело покупайте новый аккумулятор. Новый — не означает качественный и надежный, поэтому еще в магазине попросите проверить его энергетические показатели. У каждого продавца в распоряжении должен быть мультиметр для контроля напряжения и как минимум, нагрузочная вилка. С ее помощью можно проверить пусковой ток. Суть ее работы заключается в измерении показателей под нагрузкой, эквивалентной включению всех осветительных приборов. Напряжение не должно быть менее 9 В. Если оно будет меньше, что батарея неисправна или нарушена технология ее хранения. За год простоя на клеммах нового аккумулятора напряжением не упадет ниже 12,6 В. Под нагрузкой оно будет более 9 В.
Вы приобрели новый элемент питания для своего автомобиля, проверили его и убедились в работоспособности, не спешите ставить его на авто. Если другого варианта нет и все равно его нужно подключить, чтобы приехать домой, то можно, но сразу же по приезду в гараж подключите к АКБ зарядное устройство, предварительно сняв минусовую клемму.
Важно. Не заряженная полностью батарея подвергается такому негативному процессу, как сульфатация. Она уже началась еще во время хранения на складе. Представляет собой белое вещество, которое накапливается на электродных пластинах и создает диэлектрический слой, непроходимый для ионов. Если его вовремя не растворить, то он затвердеет, а батарею придется заменить. Слишком толстый слой сульфата свинца невозможно разрушить током, поэтому в такой батарее сильно упадет емкость за счет уменьшения площади контакта пластин с электролитом.
Перед началом эксплуатации нового аккумулятора также рекомендуется выполнить его диагностику. Для этого после отключения ЗУ оставьте батарею на 12 часов и потом измерьте напряжение на его клеммах. Оно должно быть на уровне >12,6 В. Это будет говорить о том, что он заряд держит и его можно установить на авто без зазрения совести. Если напряжение в норме, то никаких действий больше выполнять не требуется.
Важно. Перед покупкой обязательно обратите внимание на дату производства. Даже за время хранения на складе его заряд истощается. Интенсивность саморазряда зависит от технологии производства батареи. Если речь идет о малосурьмянистых источниках питания, то за год он может потерять более 30% от емкости без должной подзарядки. Для кальциевых этот срок в десятки раз меньше, так как в них не используется сурьма, из-за которой и наблюдается слишком интенсивный саморазряд батареи.
Установка на авто
Для продления срока службы автомобильного аккумулятора необходимо выполнить следующие действия:
- Проверить электрику и проводку на автомобиле. Это мы сделали раньше перед установкой батареи.
- Почистить клеммы от окислов для обеспечения надежного контакта.
- Надежно закрепить клеммы и нанести специальную защитную смазку, которая создаст герметичную пленку, предотвращающую проникновение воды к контактам и их дальнейшую коррозию под влиянием сырости.
- При активной эксплуатации периодически проверяйте напряжение на клеммах источника питания. Если оно будет недостаточным, подключайте внешнее зарядное устройство. Совсем не обязательно пользуются им только в случае истощения ресурса АКБ. Пользоваться подзарядкой рекомендует всем, кто совершает поездки на короткие дистанции.
- Следите за чистотой клемм и верхней крышки аккумулятора. Особенно важно не допускать скопления влаги. Используйте защитные пластиковые колпачки. Деталь на скорость не влияет, но обеспечит эффективную защиту от неблагоприятных внешних факторов.
Любой тип АКБ нуждается в своевременном уходе и правильной эксплуатации. Главное, не допускать его работу в составе неисправной электрики, и обеспечивать полный заряд после поездок. Если вы ездите на короткие дистанции, то принудительно заряжать от внешнего ЗУ.