Свинцово-кислотные батареи бывают разными. Классические модели, которые еще встречаются на полках магазина с легированием сурьмой — ее содержится до 6% от общей массы свинца — сменили легированные кальцием. Это тоже уже не новый, но более свежий тип батарей с улучшенными характеристиками. У кальциевых аккумуляторов все параметры на порядок выше сурьмянистых, и это не только из-за легирования кальцием. В таких автомобильных источниках тока есть немало других инноваций. Разберемся, чем отличаются АКБ Ca/Ca от классических, и какие они имеют плюсы с минусами.
Устройство и технологии
Начинать описание любых аккумуляторов следует с устройства. На самом деле, в этом плане они отличаются не сильно, но различия есть. Также применены инновационные технологии, позволившие продлить их срок службы и повысившие эффективность работы.
Технология производства пластин
Многие бренды для производства аккумуляторной батареи применяют технологию не литья, а ковки и штамповки пластин. Так получается более плотный металл, вследствие чего он разрушается в кислотной среде медленнее. Окна в решетках высекаются с формированием специальных выступов для лучшего удержания активной пасты, состоящей из диоксида свинца.
Пластины легированы химическим элементом Ca. В сравнении с классическими моделями, данного вещества в общем объеме свинца — не более 0,1%, что может показаться несущественным. На самом деле, очень даже существенно, и это заметно при эксплуатации. Кальций препятствует разрушению свинца в кислотной среде, что происходит неизбежно и регулярно, только в меньшей степени.
В зависимости от технологии легирования кальциевых аккумуляторов, выделяют два типа:
- Гибридные. Это переходные модификации от сурьмянистых к полноценным кальциевым. Один электрод легирован сурьмой, а второй — Ca.
- Ca/Ca или кальций-кальциевые. Несложно догадаться, что у таких аккумуляторов обе пластины легированы кальцием. Такие батареи еще более долговечны, чем гибридные.
Пластины такой аккумуляторной батареи одеты в волокнистный сепаратор конвертного типа. Он хорошо пропускает сквозь себя ионы и электролит, но не пропускает частицы пасты — диоксида свинца. Использование конвертов предотвращает образование короткого замыкания в АКБ между пластинами.
Степень обслуживаемости и нужно ли оно вообще
Кто-то считает минусом, а кто-то плюсом. У аккумуляторной батареи автомобиля данного типа нет пробок. Их либо нет вообще, либо они есть, но плотно закрыты, чтобы их никто не открывал. Это связано с тем, что им условно не требуется обслуживание. Означает ли это, что они не сульфатируются, пластины не разрушаются, а электролит не становится менее плотным? Нет, ему это все присуще, но в меньшей степени.
У гибридной сурьмянисто-кальциевой АКБ пробки еще остались. Они пригодятся тем владельцам, кто выжимает последние соки из батареи на ее 5 или 6-ом году жизни, на машине с относительно небольшим количеством электроники. На современном авто она прослужит не более 5 лет.
Требуется ли обслуживание, и является это свойство преимуществом? Нет. Если вы готовы производить замену батареи, как указано в паспорте, то обслуживаемые модели вам не нужны. Как показывает практика, после доливки воды срок службы увеличивается незначительно, и зиму они все равно не выдержат.
Конструкция корпуса
Так как у батареи типа кальций/кальций нет пробок, то для контроля уровня заряда и количества электролита имеется глазок-индикатор. Он может быть зеленого, красного, белого и черного цветов. Если индикатор зеленый, то все нормально. Уровень полон, заряд 100% или около этого значения. Если красный, то батарея разряжена, черный — нет заряда и нет жидкости. Каждый производитель обязательно указывает пояснение к индикатору на своей АКБ.
Для сокращения количества улетучивающегося электролита из внутреннего объема аккумулятора в крышке имеется специальная лабиринтная структура. Во время зарядки происходит восстановление диоксида свинца и выделения водяного пара. Он поднимается верх и оседает на стенках лабиринта, где быстро остывает и конденсируется. Получилась система рециркуляции электролита.
Сравнительные характеристики плюсов и минусов можно увидеть в таблице:
|
Сурьмянистый
|
Гибридный
|
Кальциевый
|
Легирование
|
Sb/Sb
|
Sb/Ca
|
Ca/Ca
|
Напряжение электролиза, В
|
12-12,5
|
14-15
|
15-16
|
Обслуживание
|
Да
|
Частично
|
Нет
|
Срок эксплуатации на современном авто, лет
|
2-3
|
3-5
|
5-6
|
Саморазряд в год, %
|
До 30
|
До 25
|
До 20
|
Защита от перезаряда
|
Нуждается в реле
|
Выдерживает до 15 В
|
Не нуждается в защитном реле
|
Кроме всего указанного в таблице, к преимуществам кальциевой батареи авто относится длительность удержания заряда и более стабильные отдаваемые токи. Это новая ступень в развитии свинцово-кислотных батарей с жидким электролитом, поэтому все характеристики выше. Конечно, многие хотели бы продлить срок службы АКБ доливкой дистиллированной воды или электролита, но к шести годам плотность раствора будет сильно меньше и эффективность работы будет в несколько раз ниже. В обслуживании таких АКБ нет смысла. Лучше купить новую.